Сельский шик и гоночные рекорды: история мотоциклов Иж
Ижевск — город оружейников, неприхотливых автомобилей и, конечно, мотоциклов. Двухколесный транспорт тут начали конструировать почти случайно, но именно ижевские мотоциклы стали в СССР, что называется, народными
Многие из исторических моделей не только живы до сих пор, но и вполне бодро перемещаются по российским дорогам. «Вокруг света» предлагает вспомнить некоторые интересные факты о двухколесных Ижах.
Первые шаги
Важную роль в появлении ижевского мотоцикла сыграл человек по имени Петр Можаров. Он был активным и любознательным, любил спорт, а мотоциклы были его настоящей страстью. Это по его инициативе в 1928 году на Ижевском оружейном заводе решено было наладить выпуск двухколесного транспорта.
Можаров сам возглавил конструкторское бюро, сам руководил и разработкой, и испытаниями первых экземпляров. В том же 1928-м в СССР был организован 25-дневный испытательный мотопробег от Москвы до Тбилиси и обратно. Задуман он был для того, чтобы выявить лучшие мотоциклы, импортировавшиеся в то время в Советский Союз. Можаров лично принял в нем участие, а всего год спустя, в 1929-м, был выпущен первый ижевский мотоцикл. Его так и назвали — Иж-1.
Он был тяжелым, весил почти 300 кг, но для своего времени передовым. Следом за ним увидели свет еще четыре модели, одна другой лучше: Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5. Все они на первом же опытном пробеге легко преодолели расстояние в 3000 километров.
В 1935 году именно на мотоциклах «Иж» был совершен первый в СССР женский мотопробег. Участниц отбирали строго: каждая должна была не только уверенно управлять мотоциклом, но еще и сдать нормы ГТО и получить звание «Ворошиловский стрелок». Испытания предстояли непростые: ехали преимущественно по бездорожью целых восемь суток! Технику иногда приходилось перетаскивать на руках.