"Папа, сдохни" — российский фильм в духе Тарантино, который хвалят на Западе, но не замечают дома. Рассказываем, чем он хорош
Российский фильм "Папа, сдохни" продолжает триумфальное шествие по западным СМИ: за последнее время о нем с восторгом написали в The New York Times, Guardian и Los Angeles Times. Но на родине дебют режиссера Кирилла Соколова, которого теперь сравнивают то с Пак Чхан Уком, то с Мартином МакДоной, толком не оценили. В нашем прокате фильм посмотрели чуть больше 10 тысяч человек. Разбираемся, в чем феномен этой картины.
“Папа, сдохни” — фильм, в котором немногословный парень с молотком (Александр Кузнецов) приходит в гости к отцу (Виталий Хаев) своей девушки — познакомиться с ним и убить. Знакомство занимает ровно десять минут, а убийство растягивается еще на восемьдесят. В ход идет все: молоток и кулаки, ружье и пистолет, мебель и посуда, электродрель и телевизор, свирепые взгляды и убийственный юмор.
Когда два года назад “Папа, сдохни” дебютировал на кинофестивале “Окно в Европу” в Выборге, критики, выставляя ему оценки по пятибалльной шкале в приложении, снисходительно договорились о тройке с плюсом. С дебютами, если они сняты не отпрысками кинодинастий, у нас не церемонятся, так что режиссеру Кириллу Соколову начали наперебой давать заочные советы. Вот бы подсократить, вот бы разогнать темп. Вот бы придумать что-то свое, а не цитировать бесперебойно Серджо Леоне, Мартина МакДону, Квентина Тарантино, Гая Ричи, Кирилла Семеновича Серебренникова с братьями Пресняковыми, Пак Чхан Ука и далее по списку. Как известно, многозначительное перечисление отсылок — самый быстрый и приятный способ написать текст о кино. Надо признать, мы вели себя не лучше — и даже не включили фильм в список 20 лучших российских премьер года.
А когда прошлой весной “Папа, сдохни” все же добрался до кинотеатров, то умеренный медийный шум вокруг него свелся к одному вопросу: как так вышло, что оператор фильма Дмитрий Улюкаев — сын опального министра? Нет ли в названии скрытого политического смысла? Не отсюда ли поддержка Министерства культуры? То, что перед “Папа, сдохни” Улюкаев работал над фильмом “Мама навсегда”, а до этого — еще над десятком картин, журналистов федеральных каналов не смущало. В итоге ленту Кирилла Соколова увидели всего 10,5 тысячи человек — вдвое меньше, чем очень похожий “Пирсинг”.
Но фильм оказался таким же живучим и упрямым, как и его герои, — и взял свое спустя почти два года после премьеры. Пока российские прокатчики и критики щелкали клювом, “Папа, сдохни” обзавелся фестивальным агентом из США, получил первые хвалебные рецензии на английском языке и принялся кочевать по иностранным киносмотрам. Там-то его и заметила прокатная компания Arrow Films, обеспечившая попадание на цифровые платформы (Apple TV, Sky, Google Play и др.).