Кровавый рассвет после пандемии. Почему за кризисом может последовать большой передел собственности
После ликвидации пандемии коронавирусной инфекции Россию с большой вероятностью будет ждать масштабный передел собственности. Такое случалось и ранее – после кризисов 2008 и 2014 годов. Какие схемы поглощений используются «захватчиками» чаще всего, и на что стоит обратить внимание, чтобы защитить свой бизнес?
Российскую экономику с начала нулевых уже не раз штормило волнами экономических кризисов: мировой кризис 2008-го, локальный валютный — 2014-го. Еще месяц назад заместитель министра финансов РФ Моисеев заявлял, что финансовая система России готова к шокам, в том числе от распространения коронавируса. Однако с каждым днем надежд на это все меньше.
Мировое экономическое сообщество солидарно в вопросе прогнозирования последствий пандемии — нас ждут масштабные потрясения.
Неизбежен скачок просрочек платежей по выданным кредитам и рост числа банкротств. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), после 2008 и 2014 годов число банкротств в России обновляло исторические рекорды.
Все это может стать почвой для глобального перераспределения активов, в том числе не самыми дружественными способами. К этому следует быть готовым. Какие схемы поглощений использовались и продолжают использоваться рейдерами сейчас?
Методы 90-х и новая реальность
Захватчики чужой собственности появились в России в «лихих 90-х» вместе с появлением самого понятия «частная собственность». Сначала их методы изяществом не отличались: подделка документов, шантаж, вооруженные маски-шоу. Последовала череда уголовных дел и реальных сроков. Однако и после этого рейдерство никуда не делось, — просто приняло другие, формально легальные и ненасильственные формы.
По оценкам Национального антикоррупционного комитета, ежегодно в России продолжает происходить до 700 тысяч рейдерских захватов, но до суда доходят лишь единицы.
Существуют две основные схемы захвата «по закону».
Первую схему условно можно назвать «взял кредит — отдал бизнес». Как она работает? Компания берет крупный кредит под залог производства, недвижимости или даже своих собственных акций. Хитрость в том, что банк отказывается выдать кредит без определенных условий в договоре.
Одно из условий — ковенанты, то есть обязанность заемщика совершать конкретные действия или воздерживаться от них. Обычно банк требует включить в договор запрет проводить реорганизацию, обязанность извещать об изменениях в составе органов управления, периодически раскрывать финансовую отчетность. Если компания нарушит один из запретов или не исполнит обязанность, банк может потребовать вернуть кредит досрочно, что особенно сейчас — ввиду экономически нестабильной ситуации, вызванной пандемией — практически невыполнимое условие для бизнеса.