«Ожидаем новый передел»: глава группы «Везёт» о том, почему сделку с «Яндексом» нужно одобрить
Антимонопольное ведомство отказалось согласовывать сделку между «Яндекс.Такси» и группой компаний «Везёт», придя к выводу, что такая сделка сконцентрирует в одних руках 70% рынка агрегаторов такси. Гендиректор «Везёт» Андрей Лукашевич в своей колонке для Forbes рассказывает, почему ФАС должен пересмотреть решение.
На прошлой неделе, 11 июня ФАС России отказалась согласовать сделку между ГК «Везёт» и «Яндекс.Такси», мотивируя это тем, что после сделки совокупная доля компаний на рынке агрегаторов составит более 70%. Первое ходатайство о сделке было подано летом 2019 года. При этом существует десять независимых исследований рынка агрегаторов, в которых доказано, что доля после завершения сделки составит не более 50%. Исследования проводились в том числе учебно-методическим центром ФАС России, а также Аналитическим центром при правительстве РФ.
Рассмотрение сделки в ФАС России длилось более 10 месяцев. «Яндекс.Такси» объявила о покупке программного обеспечения и колл-центров ГК «Везёт» 15 июля 2019 года. Тогда же было подано первое ходатайство в ФАС России. В октябре «Яндекс.Такси» отозвала его в связи с изменением структуры сделки и внесла новое. В конце года было подано третье ходатайство на покупку активов. Это было связано с необходимостью предоставления дополнительной информации для анализа состояния конкуренции на рынке такси. Однако в конце марта 2020 года в связи с пандемией и введением изоляционных мер и при затянувшейся дискуссии между экспертами и ФАС России «Яндекс» отозвал ходатайство, чтобы срочно сосредоточится на поддержке своих текущих партнеров – таксопарков и водителей.
Нынешний отказ ФАС связан с оценкой рынка сервисов заказа такси и методикой расчета доли объединенной компании, которую принято оценивать в количествах поездок. Центральный аппарат ФАС России оценил ежеквартальный объем поездок в 1 квартале 2019 года в 490 млн поездок. В то время как по данным крупнейших аналитических агентств и инвестиционных банков (в том числе государственных) общий размер рынка оценивается от 589 до 982 млн заказов.
При анализе причин столь существенного расхождения в оценке рынка в декабре 2019 года было установлено, что ФАС России не учла значительное количество заказов более 13 000 региональных диспетчерских служб заказа такси. В ФАС России были представлены дополнительные статистические доказательства для включения неучтенных поездок.
Более того, в конце февраля 2020 года был опубликован аналитический обзор рынка услуг сервиса заказа такси за 2017-2019 годы, подготовленный самим УМЦ ФАС. Даже согласно этому обзору совокупная доля объединенных компаний — не более 50%, то есть критических препятствий для согласования сделки нет. О том же говорят данные Аналитического центра при правительстве, JP Morgan, Goldman Sachs, Citibank, Сбербанка, ВТБ, Левада-центра. В то же время, центральный аппарат ФАС считает иначе.