Почему цены иногда уходят в минус?
Многих жителей нефтедобывающей России обеспокоили апрельские новости о падении цены на нефть до отрицательных значений. Действительно, 20 апреля цена некоторых контрактов на будущие поставки американской легкой нефти West Texas Intermediate (WTI) опустилась до минус 38 долларов. Мы попросили Константина Егорова, профессора Российской экономической школы, объяснить, что случилось и почему — и нормально ли это.
На самом деле тогда не столько подешевела нефть, сколько подорожало ее хранение в одном конкретном месте на один конкретный период. Отрицательной стала цена только на майские поставки нефти, и только в американском городе Кушинге. А цены на поставки в другие даты и в другие места продолжили торговаться по положительным, хоть и низким, ценам.
Все это было вызвано отсутствием в Кушинге свободных хранилищ для запланированных на май поставок нефти. Такое положение могло привести к логистическому кризису, который было не так просто решить. Выливать нефть на землю запрещено из-за ее вреда для окружающей среды, и поэтому надо было срочно организовать транспортировку нефти из Кушинга.
Эту проблему, возможно, могло бы попытаться решить правительство: например, найти подрядчиков на то, чтобы вывезти нефть из Кушинга. Даже без желания помочь своим любимым подрядчикам было бы непросто узнать, у кого на тот момент имелось достаточно возможностей по вывозу нефти. Сложно было бы и не оказаться заложником этих подрядчиков, согласившись на слишком высокую цену ради наискорейшего решения кризиса.
Вместо этого проблема решилась, не выходя за пределы биржи — с помощью отрицательных цен на нефтяные контракты. В каком-то смысле, падение цен в то время прошло как спонтанный аукцион. По мере снижения цены находилось все больше желающих взять на себя обязательства по вывозу нефти из Кушинга. А цена перестала падать тогда, когда весь избыток нефти был распределен по участникам этого аукциона. Таким образом, отрицательные цены оказались не каким-то нелепым курьезом, а довольно эффективным способом скоординировать усилия по решению конкретной проблемы.
Кризис или норма
Но несмотря на то, что в отрицательных ценах нет ничего необычного, мы, потребители, довольно редко с ними сталкиваемся. Конечно, мало кто из нас помогал вывозить нефть из Кушинга. И хотя некоторым британским потребителям случается заработать на включении своей бытовой техники, большинство европейцев все же платит за электроэнергию. В их счете за электричество включен налог, из которого, собственно, и финансируется надбавка для производителей альтернативной энергии. Когда цена высока, надбавка не выплачивается и налог низкий, а когда оптовая цена падает, розничная цена остается такой же, потому что растет налог.