«Кормилец» и «хранительница очага»: чему будут учить детей на уроках «Семьеведения»
Курс «Семьеведения» раньше входил в «Обществознание», но теперь может стать отдельным предметом. Это не первая попытка готовить школьников к семейной жизни. Разбираемся, чему подобные учебные программы были посвящены раньше и о чем говорят сейчас — в России и в мире
В марте 2023 года Институт изучения детства, семьи и воспитания анонсировал «пособие для подростков о традиционных семейных ценностях», которое станет частью школьного курса «Семьеведение». Раньше этот курс входил в предмет «Обществознание».
«Из мониторинга ценностных ориентаций молодежи… мы, к сожалению, констатируем довольно низкое желание создавать семью и заводить детей, что является существенной демографической проблемой», — заявляла в марте Наталья Агре, член Общественной палаты и директор Института воспитания, который разработал учебник. Агре считает, что «стратегически важно» воспитывать в детях с самого раннего возраста предпосылки к созданию семьи — этой цели и должна послужить программа.
Эта учебная программа, как указывает Институт детства, должна помочь подросткам понять особенности своего возраста, улучшить психоэмоциональное состояние и отношения с родителями, получить базовые знания в психологии. При этом первой ее целью все же указана «подготовка подростков к будущей семейной жизни и рождению детей», а также «формирование подросткового сообщества с опорой на семейные ценности».
Укрепление традиционных ценностей — одна из задач пособия. Однако в АНО «Азбука семьи», которая участвовала в его создании, отмечают, что в последние годы вырос уровень насилия в семьях, ухудшились детско-родительские отношения, растет число разводов. И на решение этих проблем также направлено пособие.
У АНО «Азбука семьи» уже есть похожее пособие для взрослых — «Азбука счастливой семьи». В нем 30 уроков и пять разделов, в которых затрагиваются в том числе такие темы, как теория привязанности, детская психологическая травма, сепарация от родителей, а также говорится о негативных последствиях наказаний. Пресс-служба института указывает, что над книгой работали восемь лет и привлекали к этому не только семейных психологов и педагогов, но и команду подростков. В 2022 году АНО занималась адаптацией пособия для подростков и даже победила с этим проектом в одном из конкурсов Фонда Тимченко. В презентации, выложенной на сайте фонда, говорится, что в рабочей группе проекта участвовали пять подростков в возрасте от 14 до 18 лет и 10 молодых взрослых 18–24 лет. Судя по отзывам, которые приводятся в презентации, в работе затрагивались темы полового воспитания, травм, буллинга, но войдут ли они в пособие, которое АНО «Азбука семьи» создает совместно с Институтом воспитания для школ, неизвестно.
Также неясно, появятся ли специальные педагоги-психологи для данной дисциплины или же ее будут преподавать учителя-предметники.
Идея о том, что школьники и школьницы могут не хотеть вступать в брак или не хотеть заводить детей, при составлении программы не учитывается. Семья и брак в контексте учебной дисциплины рассматриваются только в соответствии с определением Конституции.
От советской этики до православных ценностей
Дисциплина «Семьеведение» в российских школах появится не впервые. В позднем СССР существовали уроки «Этики и психологии семейной жизни», которые должны были дать детям представление об отношениях и семье. Ввели предмет в 1982 году, а в качестве учебника был сборник статей о любви и браке от педагогов, писателей и политических деятелей: Горбачева, Гоголя, Цеткин, Чернышевского. Авторы критиковали патриархатное распределение гендерных ролей (мужчина — добытчик, женщина — хозяйка) и в то же время рассуждали об «истинной женственности»; призывали не вступать в половые отношения без брака, а в брак — без любви; материнство называли врожденным призванием женщины, а в качестве ролевой модели отца приводили Карла Маркса.
Специальных преподавателей для этой дисциплины в СССР не было, ее вели учителя других общеобразовательных предметов. Курс был экспериментальным — на практике он не получил широкой популярности и был исключен из всех учебных программ через 10 лет после запуска, в 1992 году.