Отпишитесь от новостей, перестаньте волноваться
Несколько правил гигиены для информационного века

Писатель Дэвид Фостер Уоллес начал свое знаменитое выступление перед выпускниками Кеньон Колледжа с притчи.
Плывут две молодые рыбы. Навстречу — рыба постарше: «Привет, ребята. Как вода сегодня?». Молодые рыбы поздоровались, чуть отплыли, и одна спрашивает другую: «А что это такое — вода?»
Я очень люблю эту речь Уоллеса и слушал ее несколько раз: тот редкий случай, когда выпускникам не просто дают набор банальных советов, а указывают на действительно глубокую истину. Уоллес говорит недавним студентам о том, что смысл подлинной интеллектуальной свободы «в окопах взрослой жизни» — в осознанном выборе своих поступков и мыслей, в том, чтобы не действовать на автопилоте — так, как предлагают общество, религия, университетское образование или собственное раздутое эго, которое кажется центром Вселенной. Первый шаг к этому — заметить, что вы живете на автомате. Заметить среду и то, как глубоко вы погрузились в нее. Заметить воду.
Метафора с водой подходит и для описания отношений современного человека с информацией. Как рыбы из притчи не чувствуют среду, которая их окружает, так и мы не чувствуем информационный фон, в который погружены. Мы достаем телефон, как только садимся в метро, тянемся к нему при малейшей паузе в работе, глядим не на дорогу, а в экран, когда идем по улице — что, между прочим, довольно опасно: один японский город даже ввел в прошлом году запрет на использование смартфонов пешеходами. Японцы во многих технологических вещах обгоняют мир, у них теперь есть слово, обозначающие пешехода, смотрящего в телефон. В английском таких людей иногда называют smartphone zombie.
Но опасность заключается не только в том, что не глядящий на дорогу пешеход может попасть под колеса автомобиля, или — нажить себе проблемы с позвоночником. Известный российский нейробиолог Вячеслав Дубынин считает, что хаотичное потребление информации с целью развлечь себя или занять свободные часы — это поведенческое нарушение. На каждую новость, картинку, твит, пост или короткое видео мозг реагирует выбросом небольшой дозы дофамина — сигнальной молекулы, которая вообще-то нужна, чтобы подкреплять положительными эмоциями процесс обучения. И дело, конечно, не в том, что у вас в итоге закончится дофамин — Дубынин предупреждает о другом: ваши ментальные силы, энергия, движение пропали в этот момент зря, потому что из всей увиденной вами информации ничего не сохранится в долговременной памяти. А именно долговременная память — это то, «чем мы думаем, откуда идет наша личность». Получается, выбор такой: вы либо развиваетесь как личность, используя для этого свое внимание и ментальные силы, либо тратите их впустую.
Есть и другие последствия чрезмерного использования смартфонов, соцсетей и новостей — от увеличенияриска депрессии и тревожных расстройств до роста разобщенности, поляризации в обществе. Недавно исследователи проанализировали частотность вхождения фраз, связанных с депрессией, беспомощностью, пессимизмом, в книгах и других публикациях на Google Books за последние 125 лет. Если смотреть на этот показатель, то можно заключить, что психологическое состояние человека сейчас хуже, чем когда бы то ни было. И исследователи отмечают, что резкое ухудшение совпало с началом распространения смартфонов и соцсетей.