«Лучшее, что может дать компания женщине, — это выбор»: глава Google в России о том, как строить равенство и инклюзию в компании
В Google женщины занимают 26,7% руководящих позиций, а в российском представительстве этот показатель даже выше. В рамках ПМЭФ Forbes Woman поговорил с управляющим директором Google в Россиия Юлией Соловьевой о том, как создать справедливую и конкурентную среду в глобальной компании и как меняются карьерные стратегии современных женщин.
Юлия Соловьева в разное время была директором по организационному развитию «НТВ-Плюс», директором по корпоративному развитию МТС, исполнительным директором телекоммуникационной компании «Телеком Экспресс». В 2007-м пришла в холдинг «ПрофМедиа» и через четыре года стала его президентом. В 2013 году возглавила российское представительство Google, с 2018 года является независимым неисполнительным директором компании «Лента». В интервью, которое прошло в рамках Петербургского макроэкономического форума на площадке RC Fashion, Юлия Соловьева рассказала главному редактору Forbes Woman Юлии Варшавской, что может сделать глобальная компания, чтобы помочь женщинам преодолевать гендерное неравенство, и как услышать каждого сотрудника.
— Сейчас женщины отвоевывают позиции во многих сферах. Но в IT их все еще меньше, чем мужчин, причем во многом потому, что они просто не идут в эту индустрию, не видят себя в ней. Что Google как одна из самых авторитетных компаний в мире может сделать, чтобы привлечь в IT больше девушек, убедить их, что технологии — и для них тоже?
— Во-первых, прежде всего — повышать уверенность в себе. У нас есть замечательная программа «Я выдающаяся». Сначала она была предназначена для женщин-инженеров, но в прошлом году мы поняли, что она не только для женщин, но вообще для любых недостаточно хорошо представленных групп — от начинающих специалистов, которые чувствуют себя неуверенно, до людей пенсионного возраста. И даже дали другое название — «Верю в себя».
Программа в том числе помогает научиться говорить без стеснения о своих достижениях. Из-за стереотипов в наших головах мы, женщины, часто молчим, прячемся в углу, меньше себя любим, меньше заявляем о своих успехах. Я по себе вижу: мне, чтобы сказать «я могу», нужно быть в этом уверенной на 150%. В то время как мужчина, уверенный, на 60%, уже в первых рядах. Я очень рада, что сегодня программа пользуется популярностью: в ней приняли участие 185 000 человек из 130 стран. И около 80% участников отметили, что тренинг помог им обрести уверенность в себе.
Во-вторых, у нас достаточно много программ, где мы даем гранты предпринимательницам и обычным женщинам. Программы бывают локальные и глобальные, поэтому не только в России можно в них участвовать. Например, этим летом наш партнер todogood при поддержке Google.org запускает проект «Я могу», чтобы помочь 2500 женщинам бесплатно пройти платные программы дополнительного образования. После этого они смогут получить новую востребованную профессию и найти работу.
— Вы помните себя в том возрасте, когда вы только начинали карьеру? Что помогало вам тогда чувствовать себя на эти 150%?
— В 12 лет я была безумно стеснительным ребенком. Не могла себе даже мороженое купить — стояла перед киоском и долго собиралась с силами, чтобы рот открыть, стеснялась. Помню чувство страха, если нужно было заговорить с незнакомыми людьми. Когда же я закончила институт и поступила на свою первую работу, у меня было такое дикое желание узнавать новое, что постепенно страх стал уходить на фоне этого интереса. Наверное, страсть, какое-то сильное увлечение предметом — тоже своего рода способ справиться с неуверенностью.
— Я часто слышу от женщин, особенно в IT, что они как будто все время пытаются доучиться до того уровня, где их уже никто не будет спрашивать о том, сколько им лет, есть ли у них дети, собираются они в декрет. Это вообще справедливо, что женщинам приходится прыгать выше головы, чтобы работать на равных с мужчинами?
— Нет, конечно же, это несправедливо. Хотя, мне кажется, доучиться до 100% никогда и не получится. Мир настолько быстро меняется, что ты никогда не будешь владеть предметом на 100% необходимой глубины. Кроме того, когда ты строишь карьеру, на каком-то этапе уже нет возможности идти «в глубину» — надо идти «в ширину».
Когда почти 10 лет назад я пришла в Google, многие сомневались в том, что я, не имея инженерного образования, справлюсь. К счастью, я и тогда понимала, и сейчас убеждаюсь — чтобы быть на руководящей должности в технологической компании, не всегда обязательно быть инженером. Моя задача — объединить группу единомышленников, вдохновить людей вокруг и вместе выводить компанию на новый уровень.
Возвращаясь к вопросу: проблема может быть не только в гендере. Но и в возрасте, и специализации: до скольких лет нужно дожить и какой диплом иметь, чтобы высказывать собственное мнение?
— А как реагировать на вот это снисходительное «ну вы еще молодая, у вас все впереди»?
— Как на замечательную возможность. Все впереди — значит, вы сможете гораздо больше, чем уже смогли. Здесь, мне кажется, важно работать с собственными установками. Критику можно воспринимать в том числе как подтверждение ваших достоинств.
— А может ли руководитель компании создать такую корпоративную культуру, чтобы не было этого снисходительного отношения? И должен ли?
— Может и должен. Самое главное — собственный пример. Конечно, важно нанимать специалистов, которые помогут и с постановкой целей, и со статистикой по текущему состоянию корпоративной культуры. Но нельзя недооценивать внутреннюю коммуникацию, нужно постоянно транслировать ценности, проговаривать их и быть примером. При этом коммуникация не может идти только сверху: на разных уровнях ее должны транслировать люди, которые тоже верят в эти ценности.
— Когда вы нанимаете человека на работу, как понимаете, что он разделяет ваши ценности?
— Не всегда мы понимаем это на входе. Бывают ошибки — и мы ошибаемся, и люди ошибаются. Самая большая проблема — когда люди хотят к нам, но не понимают, что их убеждения не позволят им расцвести в компании. Наша ведь задача — чтобы сотрудники расцветали, а не просто сидели в углу. Поэтому процесс найма состоит из нескольких интервью, и это не только проверка того, как человек соображает, а частично и разговор о жизни, о страсти, о хобби.