От Николая II до Владимира Путина: все автомобили российских лидеров
От царских Delaunay-Belleville и Rolls-Royce до президентского Aurus — вспоминаем все служебные автомобили отечественных лидеров, в ходе экскурсии по музею Гаража особого назначения
История автотранспортного обслуживания высшего руководства России начинается с появления императорского гаража в Российской Империи. Он был основан в 1907-м году, и Николай II был одним из первых монархов, который приобрел себе Delaunay-Belleville в качестве своего официального экипажа. Автомобили этой французской марки дебютировали в 1904-м году, когда первый Belleville был представлен на автосалоне в Париже.
Для Николая II эти автомобили приобретались несколько раз, но наиболее известные среди них — машины 1908 и 1909 годов закупки. Это модели 24CV и 70 SMT. Причем в названии последней SMT расшифровывается как sa majesté le tsar, что в переводе с французского означает «его величество царь». А цифровой индекс указывает на мощность силовой установки под капотом.
Delaunay-Belleville был оснащен 70-сильным мотором, а также имел пневматическую система для пуска двигателя и оснащался функциями подсветки салона и подогрев пола. Для того, чтобы пол был теплым, к двигателю были подведены специальные трубки с жидкостью, которые во время движения нагревались от мотора, а затем направлялись под автомобиль.
В пользовании императорского гаража также был Mercedes 1910 г. выпуска. Помимо «Мерседесов» и Delaunay-Belleville в императорский гараж к началу Первой мировой войны начали поступать автомобили таких марок, как Renault, Peugeot, Руссо-Балт и Rolls-Royce. Первый «Роллс-Ройс» в гараже императора появился в 1913-м году и вплоть до 1917-го он был основном экипажем Николая II. Затем после революции и отречения от престола все имущество императорского гаража перешло сначала под контролем временного правительства, а затем Совета народных комиссаров.
И с того момента царские «Роллс-Ройсы» сначала обслуживали Керенского, а затем Ленина. Позже эти машины использовались даже для обслуживания Сталина. Но основной машиной Иосифа Виссарионовича был седан Phantom. В музее ГОН стоит не оригинальная машина, но аналогичная модель 1923 года.
Первый бронеавтомобиль в Гараже особого назначения появился в 1936 году после соответствующего решения Политбюро. СССР на тот момент бронеавтомобили не производил, поэтому в качестве транспорта первого лица был выбран американский Packard Twelve. Название у этой модели говорящие, поскольку машина оснащена рядным двенадцатицилиндровым двигателем мощностью 175 лошадиных сил.
Система бронезащиты этой модели представляет собой отдельные листы закаленный стали, которые крепятся на деревянный каркас «Паккарда» с помощью шурупов и болтов. Толщина листа при этом составляет 6,2 миллиметра, благодаря чему Packard выдерживает обстрел из винтовки Мосина с расстояния не менее 100 метров. Эти автомобили служили в ГОН и обслуживали Сталина вплоть до 1950 года.
Впрочем, на момент 1936 года, когда в ГОН появились первые «Паккарды» советский автопром также приступил к выпуску автомобилей представительского класса на Заводе имени Сталина. Такой моделью стал ЗИС-101 — один из первых советских лимузинов. Однако он так и не стал машиной первого лица из-за своих конструктивных особенностей.