Павел Басинский: «Подлинная история Анны Карениной». Взгляд преданного читателя
Новая книга Павла Басинского посвящена исследованию одного из самых загадочных произведений Льва Толстого — «Анна Каренина». Рассматривая роман с точки зрения читателя, а не литературоведа, Басинский собирает факты, воспоминания, обращает внимание на цитаты, благодаря которым можно заново увидеть трагическую историю Анны в новом свете. Книга выходит в свет в «Редакции Елены Шубиной» (издательство «АСТ»). «Сноб» публикует отрывок из главы «Гости съезжались».
Отрывок «Гости съезжались на дачу***» был первым вариантом начатой, но не законченной повести Пушкина о великосветской жизни. Второй вариант, который начинался со слов «На углу маленькой площади...», по сюжету был еще ближе к будущему роману Толстого. Здесь не только говорилось об измене Зинаиды мужу, но и об охлаждении к ней ее любовника, которому наскучили постоянные капризы дамы его сердца. И как после этого не согласиться со словами Аполлона Григорьева, что Пушкин — «наше все»!
В «Анне Карениной» мы тоже видим доминирование женского над мужским начиная с названия. Характер Вронского проявляется, когда возникает Анна. До этого он просто гвардейский офицер, «добрый малый», ловкий в светском общении, почтительный сын своей матери, встречающий ее на вокзале, и только.
И то же самое происходит с Алексеем Александровичем Карениным. До измены Анны он «государственный человек», но не более того. После измены жены, и особенно во время ее родов и болезни, в нем проявляется сложный мужской характер. И разумеется, неслучайно Толстой дает двум мужским персонажам одно имя — Алексей. Общее в них то, что оба «спят» до того, как их «пробуждает» Анна.
Но что собой представлял первый черновой набросок будущей «Анны Карениной», о котором Толстой с таким восторгом писал Страхову? На званый вечер у дамы высшего света съезжаются гости после премьеры оперы «Дон Жуан». Злословят о важном сановнике Михаиле Михайловиче Ставровиче и его супруге Татьяне Сергеевне. Говорят о ее неверности мужу, которой Ставрович будто не замечает.
Входит брат Татьяны Сергеевны Леонид Дмитриевич. Отчества брата и сестры не совпадают. Брат напоминает будущего Стиву Облонского. Он покоряет своей «искренней, веселой» улыбкой и всеми чертами «открытого красивого лица».