Исследование: насколько российские компании готовы к энергопереходу и тренду на ESG
16 февраля «Мониторинг устойчивого развития» выпустил рейтинг готовности российских компаний к энергопереходу, то есть переходу на возобновляемые источники энергии. В него вошли 50 крупнейших холдингов из разных секторов производства. Мы поговорили с руководителем исследования Юлией Шульгой о том, готовы ли мы профессионально внедрять принципы ESG и почему за следующие 10 лет России нужно наверстать упущенное.
Рейтинг готовности к энергопереходу отражает уровень энергоэффективности компаний и учитывает факторы, которые могут поспособствовать переходу на возобновляемые и низкоуглеродные источники энергии. Среди критериев исследования — динамический ряд энергоэффективности за 15 лет, доля моторного топлива, уровень автоматизации труда и другие. В тройке лидеров — компании «Полюс», «Транснефть» и «Россети», однако, по словам авторов исследования, важно понимать, что все участники, вошедшие в топ-50, — это наиболее готовые к энергопереходу холдинги в России. Руководитель «Мониторинга устойчивого развития» (сервис, предоставляющий доступ к экспертизе, аналитике и услугам в области устойчивого развития для бизнеса и государства. — Forbes Life) Юлия Шульга рассказала Forbes, по каким критериям можно оценивать ESG-стратегии компаний, почему на рынке пока творится хаос, каких целей мы достигнем к 2050 году и почему начинать нужно с образования и культуры в обществе.
— Почему именно сейчас вы решили провести это исследование? Связано ли это в том числе с новыми международными законами, которые требуют от российских компаний соответствовать определенным критериям ESG?
— Конечно, связано. Я считаю, что в принципе все, что связано с ESG, — от пиара и маркетинга до производства — формируется сейчас такими ускоренными темпами именно потому, что на уровне государства это принято как вид деятельности. Есть рекомендации к раскрытию нефинансовой отчетности, есть определенные годовые цели, к которым мы двигаемся. Сейчас как раз самое интересное время для того, чтобы такое исследование провести, потому что мы должны посмотреть, кто может возглавить этот процесс из тех, кто уже готов к энергопереходу. Мы понимаем, что это в первую очередь будут крупные отрасли и крупные предприятия.
Перед Россией стоит задача — увеличить долю возобновляемых источников энергии на основе солнца и ветра с текущего 1% до 12% к 2050 году. А для таких больших изменений это очень небольшой период времени, только кажется, что 30 лет — это много. При условии, что мы должны повысить эффективность всех энергоемких секторов экономики и перейти в сторону водородной державы или ее альтернативы, если что-то новое появится. Конечно, это самое время для того, чтобы замерить некую точку, в которой мы все находимся, и дальше иметь возможность наблюдать в динамике все эти изменения. Потому что все равно кто-то будет развиваться быстрее, а кто-то будет внедрять новые практики. И наблюдать за этим удобнее, когда у тебя есть первичное исследование.
— Что означает «готовность» к энергопереходу?
— Смотрите, энергопереход — это большой технологический процесс, который во многом зависит от того, в каком состоянии находится компания прямо сейчас. Можно много спорить методологически, что важнее — уровень прозрачности, уровень автоматизации, количество и виды потребляемых энергий, количество и виды подходов переработки, поиск альтернатив. На самом деле все это мы можем посмотреть и в комплексе оценить. Очень важно, когда ты оцениваешь какие-то такие фундаментальные показатели компании, делать некую корректировку самого исследования на поправочный коэффициент прозрачности. Что я имею в виду? Если компания заявляет, что она устойчива, если она двигается в эту сторону — она с точки зрения отчетности должна быть прозрачна: показывает данные, раскрывает свою документацию и так далее. Если этого не происходит, у конечного потребителя возникают вопросы и рождается недоверие. Так что если компания проводит все мероприятия по ESG, но не раскрывает данных, к сожалению, это снижает ее баллы с точки зрения исследования.
— Если мы говорим про лидеров вашего исследования — эти компании готовы к энергопереходу?
— Для расчета этого ренкинга были использованы данные более 5000 предприятий нашей страны из Базы мониторинга устойчивого развития. И для наиболее полного отображения ситуации с потреблением энергоресурсов промышленными компаниями мы использовали все возможные компании промышленного сектора России. И здесь нужно сказать самое главное: те, кто попал в топ-50, все готовы к энергопереходу. То есть это достаточно позитивное исследование, исходя из того, что мы все сейчас находимся на точке старта. То есть эти 50 компаний готовы к старту.
— Что привело эти 50 компаний к такому результату? Какие критерии самые главные?
— Мы выделили семь взаимосвязанных критериев, и все они важны, и их надо рассматривать в комплексе. Это динамика энергоэффективности за последние 15 лет, значение внешней инфраструктуры энергоснабжения, доля моторного топлива, выручка на единицу потребленной энергии, показатель автоматизации труда и динамика автоматизации труда за 15 лет. И потенциал адаптации. Если стараться объяснить это совсем простыми словами, то показатели иллюстрируют технологический процесс предприятий с привязкой к отраслевой специфике и способность предприятий переключиться на возобновляемые и альтернативные источники энергии. Мы полагаем, что чем более компания технологична и энергоэффективна, тем проще ей совершить энергопереход. Ну и важный для нас параметр — поправочный коэффициент на прозрачность раскрытия нефинансовых данных. Да, потенциал к энергопереходу напрямую не связан с прозрачностью, но мы можем говорить об устойчивом развитии и не обращать внимания на трансперенси.
Все это мы считали на основе огромной базы, которая создавалась в течение последних 20 лет. Над ней работали уникальные специалисты-экологи, которые ее собирали еще тогда, когда ESG не был трендом и рынок не был в этом заинтересован. Мы рассматриваем работу компаний за 15 лет, и за эти 15 лет были очень разные периоды с точки зрения того, как себя чувствовала промышленность.
— Правильно ли я понимаю, что сейчас лидерами являются те компании, которые задумались об энергопереходе и вообще устойчивом развитии раньше, чем это стало модным? Когда в России начались эти процессы и кто был первым?
— Я бы сказала, что вообще все промышленные компании задумались об этом чуть раньше, а кто-то и гораздо раньше, чем это стало трендом. Поэтому так промышленность оценивать неправильно. Большинство из наших промышленных компаний торгуются на глобальном рынке, и поэтому они принимают правила игры глобального рынка. А это значит, что ты должен быть интегрирован в повестку устойчивого развития. Ты должен таким образом показывать, какие практики есть у тебя, как ты работаешь в этом направлении. Это правила нового времени — просто для российских промышленников новое время началось гораздо раньше, чем это стало модным. Я знаю потрясающие кейсы с точки зрения того, насколько в компаниях эта тема проработана. Самое раннее, что я видела, — один крупный промышленный холдинг с 2003 года активнейшим образом интегрировал в себя sustainable development и до сих пор развивает.