От Моцарта до Мураками: как творческие люди организуют свою работу
Несколько вдохновляющих идей из книги Daily Rituals
Однажды американский журналист Мейсон Карри сидел в редакции и пытался справиться с прокрастинацией. Он делал все, чтобы не дописывать текст, который ему необходимо было закончить — читал чужие статьи, ходил за чаем, общался с коллегами и никак не мог заставить себя закончить работу. Было около четырех часов дня и Мейсон знал, что скорее всего дописать текст сегодня у него не получится — потому что по-настоящему продуктивным он может быть только в первой половине дня: журналист просыпался в 5:30, а после 14 начинал чувствовать усталость и сонливость.
В тот день он решил разобраться, нормально ли это — жить в таком графике и начал выяснять, как выстраивали свой рабочий день великие писатели. Через несколько месяцев чтения дневников и воспоминаний Карри понял две вещи: во-первых, волноваться ему нечего, потому что многие большие художники (писатели, поэты, композиторы, режиссеры и ученые) работали только по утрам; а во-вторых, собранного материала вполне хватает на книгу. Так появился бестселлер Daily Rituals, полный советов, которые возможно помогут вам лучше понять свои биологические ритмы и стать более продуктивными.
Вольфганг Амадей Моцарт
Когда Моцарту исполнилось 25 лет, он переехал из родного Зальцбурга в Вену в качестве свободного музыканта и композитора. К тому моменту он был уже довольно известен, но практически ежедневно давал уроки игры на фортепиано, выступал с концертами и вынужден был посещать официальные приемы в домах богатых покровителей. Работать, то есть сочинять музыку, он мог только в перерывах.
Вот как Моцарт описывал свой типичный день в одном из писем сестре: «К шести утра я уже причесан, к семи — полностью одет. Я сочиняю музыку до девяти, потом до 13 даю уроки. Затем я обедаю, если только не получаю приглашения в дом, где обедать принято в два или в три часа дня. До пяти или шести часов вечера у меня есть возможность приняться за работу, да и тогда зачастую надо идти на концерт. Если же я свободен от концерта, то сочиняю до девяти. После этого я отправляюсь к моей любезной Констанции. В половину одиннадцатого или в одиннадцать я возвращаюсь домой. Поскольку я не могу рассчитывать на возможность поработать вечером, ибо концерты отнимают время, а также меня в любой момент могут вызвать туда или сюда, я завел обычай сочинять еще немного перед отходом ко сну. Итак, я пишу до часу, а в шесть утра уже снова на ногах».
Иммануил Кант
Философ Иммануил Кант всю жизнь прожил в Кенигсберге, 40 лет читал в одном и том же университете несколько одних и тех же курсов, и в принципе жизнь вел упорядоченную и не слишком богатую событиями (во многом это было связано со слабым здоровьем). Генрих Гейне писал о нем так: «Для подъема, для чашки кофе, писания и чтения лекций, для приема пищи и для прогулки — для всего было раз и навсегда отведено время, и соседи при виде Канта в сером плаще и с испанской тростью в руках точно знали: сейчас 15:30».