Я знаю три буквы: зачем звезды выходят на рынок NFT? Разбираемся вместе с группой Little Big
Все больше работников креативных индустрий — от цифровых художников до голливудских режиссеров первой величины — создают NFT-контент: цифровые мини-клипы, постеры, короткометражки, аудиозаписи. 3 декабря группа Little Big совместно с медиахудожником и креативным директором Денисом Давыдовым присоединится к тренду и выпустит первый NFT-дроп на крупнейшем маркетплейсе OpenSea. По этому поводу Данил Леховицер пообщался с фронтменом Little Big Ильей Прусикиным и Денисом о том, почему крипторынок заменит Kickstarter и поможет молодым талантам найти финансовую поддержку, не похож ли рынок NFT на мыльный пузырь и почему все мы так или иначе окажемся в виртуальной вселенной.
Для начала немного истории. Вы наверняка уже слышали/читали/видели, что такое NFT. И все же на всякий случай напомним идеологическую (а не теоретическую) составляющую: NFT, он же невзаимозаменяемый токен, — это своего рода аукционная вещица, которая, как искусство, может быть штучным и редким или, опять же, как искусство, быть тиражным; это ценный лот, существующий в блокчейне, который приятно полировать в виртуальном кресле виртуальной реальности. По сути, NFT — это новый подвид мифотворчества, которое наделяет виртуальный предмет характеристиками предметов аналоговых. Так, вы можете купить NFT в виде виртуального пояса Louis Vuitton & League of Legends за €4 тысячи, любоваться им, примерить на вашего игрового персонажа или просто поместить в гардероб, но вы никогда не сможете одеть его в реальной жизни. И все же люди готовы тратить тысячи долларов на предмет, потому что, как и оригинальный пояс, его виртуальный симулякр подчеркивает социальный статус, любовь к бренду, наконец, хороший вкус.
В известном смысле токенизация предметов — еще одна область для коллекционирования, ладно встраивающаяся в уже существующий ряд: по сути, приобретение, скажем, NFT-живописи не слишком отличается от аналогового арт-коллекционирования, букинистики, а коллекционер виртуальных айтемов довольно похож на киноведа-архивариуса, скупающего редкие бобины, или филателиста. Самое главное, каждый токенизированный предмет обладает уникальным IP — именно в этом простом решении заключается вся философия NFT-трейдинга, ведь вы и только вы обладаете неповторимым цифровым идентификатором. Даже если вы приобрели один постер из 300 аналогичных, IP будет отличаться.
В спекулятивных (и оказавшихся очень точными) научно-фантастических романах Нила Стивенсона есть идея, что все, абсолютно все аналоговые предметы перекочуют в виртуальное пространство, где создадут новый виток экономики: человек будущего сможет приобрести какой-либо предмет не только в так называемой реальности, но и в вирте. Это уже произошло: в виртуальной реальности можно купить не только арт-айтем на аукционе Sotheby's, но и более прозаичную продукцию: пивоварня Cryptobeerbrewery продает виртуальные нефильтрованное и стауты, а Burger King предлагает 120 ингредиентов. Есть и такое: израильская компания CryptoVerses оцифровывает библейские псалмы, знаменитый генетик из Гарварда продает свой генетический NFT-код.
Пожалуй, самыми освещаемыми СМИ становятся те NFT-айтемы, которые связаны с креативными индустриями. Загибайте пальцы: Квентин Тарантино продаст семь удаленных сцен из “Криминального чтива” на маркетплейсе OpenSea (к слову, вот в этом паблик-токе режиссер заявил, что на протяжении последних трех лет он успешно приобретает права на свои картины, а значит, NFT по его сюжетам будет еще больше); Дэвид Линч выложил архивную короткометражку; Дэвид Кроненберг и криптоаукцион Super Rare предлагают минутный фильм о Кроненберге, смотрящем на мертвого Кроненберга.