Индия вступила в борьбу с монументальными пережитками колониализма

ОгонёкОбщество

Время рассматривать камни

Когда на Западе принялись валить и топить памятники героям прошлого, молодежь из индийской общины за рубежом азартно включилась в битву с колониальным наследием. Но когда под лозунгом Black Lives Matter взялись за статуи Махатмы Ганди, задумалась: а кто решает, чья жизнь имеет значение?

Евгений Пахомов, ТАСС в Нью-Дели — для «Огонька»

Аббат Фариа в Гоа. Давно стоит и никому не мешает

В авангард волны нынешних ниспровергателей живущие в Великобритании индийцы, бангладешцы и пакистанцы влились легко и органично: вместе с прочими протестующими они потребовали сноса памятника премьеру Уинстону Черчиллю, который в молодости служил офицером в Британской Индии. «Он относился к моим землякам в миллиард раз хуже, чем вы можете себе представить»,— выразил общее мнение в Twitter один из индийских активистов.

Еще индийцы активно требуют убрать статуи Роберта Клайва, которого называют «покорителем Индии». Понятно почему: полковник Клайв стал героем Британии, когда его отряд из 800 европейцев и 2200 индийских сипаев разгромил 75‑тысячную армию бенгальского правителя Сираджа уд-Даулы в битве при Плесси в 1757 году. В итоге под властью английской короны оказалась значительная часть Индии, эту битву Лондон назвал началом британского владычества в Индии, а полковника стали называть Клайв Индийский.

В Англии, по крайней мере, две его статуи — в Шрусбери и в Лондоне. Убрать требуют обе. «Он насиловал и грабил Индию и совершал преступления, которые были чрезмерны даже в XVIII веке»,— заявили авторы петиции за уничтожение его статуй. Насколько позволяют судить исторические свидетельства, Клайв был отличным воякой, но к нему лично много вопросов: к примеру, государственную сокровищницу Бенгалии после той самой победы под Плесси он грабил лично. Показательно, что за «подвиги» такого рода его осудили в самой Британии. Вероятно, и нынешняя петиция принята к рассмотрению, и «покоритель Индии» может остаться без монументов.

Впрочем, к возмущению многих индийцев гнев крушителей памятников оказался направлен и на статуи лидера индийского национально-освободительного движения Махатмы Ганди: в Вашингтоне его памятник обрызгали краской, написали на нем «расист». Появилась петиция с требованием убрать монументы «расиста Ганди» не только из Вашингтона, но и из других мест, в частности из английского Лестера. Петиция за «изгнание Ганди» собрала тысячи подписей. Проповедника ненасильственного сопротивления назвали «фашистом» и «сексуальным хищником», который в личной переписке позволял себе фразы типа «примитивные кафры», «дикие африканцы» и иные по нынешним временам неполиткорректные высказывания. Индийцы и другие жители Лестера даже выходили на символическую акцию защиты монумента (ответная акция противников монумента анонсирована, но пока не состоялась).

Обошлось, впрочем, без низвержений: Ганди в Европе и США устоял — по крайней мере, пока. В Вашингтоне его монумент отчистили от оскверняющих надписей и торжественно открыли заново. Однако сама история с его монументами заставила в Индии многих задуматься о том, как и зачем сегодня воюют с памятниками. Тем более что у этой страны и свой богатый опыт борьбы с монументами колониализма.

Вице-короли в ссылке

Итоги индийской борьбы с памятью о колонизаторах можно видеть воочию на окраине Нью-Дели в Парке коронации. Вскоре после того, как в 1947‑м Британская Индия получила независимость (и тут же распалась на Индию и Пакистан), в индийской столице начали валить памятники вице-королям и генерал-губернаторам. Главным врагом был памятник королю Георгу V — первому (и последнему) действующему монарху Британской империи, посетившему Индию. В 1911‑м Георг прибыл в Дели и провел здесь королевский дарбар — праздничную встречу. В город тогда явились все раджи и махараджи, низамы и малики, все правители княжеств и земель и клялись, клялись, клялись в верности короне. В знак признательности монарх, которого тогда короновали императором Индии, провозгласил перенос столицы своей главной колонии из Калькутты в Дели.

Но не прошло и 40 лет, как британцы ушли, а памятник королю свалили с постамента, где он стоял в центре новой столицы — Нью-Дели, построенной, к слову, по его приказу. Старый постамент до сих пустует — вроде бы на него хотели поставить статую Ганди, но чтото не задалось. А короля свезли на окраину — на пустырь, где некогда стоял его шатер и он проводил дарбар, выслушивая пышные клятвы. Теперь Георг с отбитым носом (валили статую лицом вниз) смотрит на обелиск, сооруженный в честь его же визита.

Со временем его величество решили окружить статуями бывших колонизаторов, а Парк коронации превратить в памятный комплекс о колониальных временах. Приготовили 19 постаментов из красного гранита для вице-королей и генерал-губернаторов, но занято всего пять: часть статуй украли и, говорят, пустили на мраморную крошку, а то и просто разбили. Парк приходил в запустение, но в 2005‑м власти Нью-Дели решили его подновить. Пустые постаменты убрали, территорию благоустроили — готовились отметить 100‑летие переноса столицы в 2011 году. Но передумали: было сообщено, что «Дели был столицей и до британцев, остается и после них, так что этот день праздновать не стоит». Запланированную экспозицию так и не открыли.

Свидетельствую: с тех пор, как я видел эти статуи в первый раз лет 10 назад, их лица стали более поврежденными. Не представляю, кому пришло в голову лазить на постаменты и лупить чем-то тяжелым по мраморным головам, но лики вице-королей выглядят жутковато. Ощущение такое, что борьба с памятниками продолжается — уже не как акт возмездия, а просто потому, что их некому защитить.

Неприкосновенный Фариа и крамольный Камоэнс

Впрочем, есть у Индии и более гуманный опыт борьбы со статуями. Когда в 1961 году тогдашний премьер Джавахарлал Неру ввел войска в заморскую территорию Португалии — Гоа, после чего этот «райский штат» стал частью независимой Индии, памятникам португальским колонизаторам тоже досталось.

Устояла с португальских времен лишь одна статуя — небезызвестному аббату Фариа, герою романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Монумент стоит в столице штата Панаджи и представляет аббата, простершего руки над лежащей женщиной, что, если не знать его истории, производит неоднозначное впечатление. На самом деле Жозе Куштодиу де Фариа был гоанцем, выросшем в индийской семье, принявшей католичество, хотя Дюма упорно называл его итальянцем. Он появился на свет в Кандолиме — сегодня это одно из самых популярных курортных мест. Был ревностным христианином, но как гоанец выступал за независимость и даже принял участие в каком-то мятеже, за что и попал под арест. Но знаменит другим — тем, что стал пропагандировать и практиковать гипноз и лечение внушением, чему будто бы научился у индийских брахманов.

Монумент в Панаджи представляет аббата в момент, когда он пассами погружает пациентку в гипнотический сон. Кстати, умер настоящий Фариа не в замке Иф, а в парижской тюрьме в 1819 году (куда попал за участие в очередном бунте) и ни о каком кладе знать ничего не знал. Зато после смерти аббату повезло: он остался на площади. Хотя другие персонажи португальской поры с улиц Панаджи исчезли. Например, завоеватель Гоа Афонсу де Албукерке стоит в музее старого города. Там же и трехметровый Луиш де Камоэнс — знаменитый поэт. На площади его не оставили, ведь он воспевал завоевателей здешних мест. То есть, колонизаторов. Вот только топить его статую никто не призывал. Как и статуи других португальцев. Несмотря на разгул принудительной политкорректности в мире, в Индии эти фигуры воспринимают все-таки как часть ушедшей истории, а не как объект современной политики...

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Это неисчерпаемый источник чистой энергии» «Это неисчерпаемый источник чистой энергии»

О том, какие волны рождаются и живут в наших морях

Огонёк
Не вся изолента одинакова: разбираемся в тонкостях Не вся изолента одинакова: разбираемся в тонкостях

Вы знали, что есть несколько разновидностей изоленты?

CHIP
Машина допетрит Машина допетрит

Искусственный интеллект подключили к чтению рукописей Петра Первого

Огонёк
Летние сны Летние сны

В этой истории соединились два летних воспоминания, рассказанные двумя Катями

Seasons of life
Люди для роботов Люди для роботов

Из-за распространения роботов некоторые технические профессии умрут

Эксперт
Правила жизни Эннио Морриконе Правила жизни Эннио Морриконе

Правила жизни итальянского композитора, аранжировщика и дирижера Эннио Морриконе

Esquire
Пот, кровь, слёзы и крест Пот, кровь, слёзы и крест

В конце XI века десятки тысяч людей отправились освобождать Иерусалим

Дилетант
«Злые» хакеры на свободе: кто и зачем взломал сервисы компании Garmin «Злые» хакеры на свободе: кто и зачем взломал сервисы компании Garmin

В разработке вируса для Garmin подозревают российских хакеров

Forbes
История дверного мира История дверного мира

Ускользающая красота с петербургских помоек

Огонёк
Пол Маккартни о создании песни Beautiful Night: «Годы – это чертовски эмоциональная штука» Пол Маккартни о создании песни Beautiful Night: «Годы – это чертовски эмоциональная штука»

Легендарный певец рассказывает о треке из альбома Flaming Pie

GQ
Одна вокруг света: путешествие через горы и помощь индийских мотоциклистов Одна вокруг света: путешествие через горы и помощь индийских мотоциклистов

Индия, Гималаи, высокогорный перевал, Высокое озеро богини

Forbes
Личинки в кляре и бургер из сверчков: зачем адепт Греты Тунберг хочет наводнить рынок едой из насекомых Личинки в кляре и бургер из сверчков: зачем адепт Греты Тунберг хочет наводнить рынок едой из насекомых

Швейцарский стартап научился выращивать насекомых и производить из них пищу

Forbes
Как чувство вины влияет на наши траты? Как чувство вины влияет на наши траты?

Как на нашей совестливости могут играть корпорации?

Psychologies
Хуже не бывает: когнитивная ошибка, из-за которой мы превращаем пустяк в катастрофу Хуже не бывает: когнитивная ошибка, из-за которой мы превращаем пустяк в катастрофу

Примитивный механизм позволяет легче переносить стресс, но рождает проблемы

Reminder
Азбука Бейонсе: от R'n'B и песен о модных марках до матриарха музыки XXI века Азбука Бейонсе: от R'n'B и песен о модных марках до матриарха музыки XXI века

Один из главных культурных феноменов двадцать первого века

Esquire
Там, где стены Там, где стены

Как соединить деревенский быт и традиции с гастрономическими экспериментами

Seasons of life
«Пламенеющий» урожай: почему 2019 год стал исключительным в истории виноделия «Пламенеющий» урожай: почему 2019 год стал исключительным в истории виноделия

Впервые за долгое время сбор урожая Бордо не был омрачен ни ливнем, ни градом

Forbes
Как работает эффект иллюзии правды Как работает эффект иллюзии правды

Отрывок из книги «Анатомия заблуждений, или Большая книга критического мышления»

СНОБ
Держи себя в руках Держи себя в руках

Какие бьюти-манипуляции тебе по плечу, а за что и браться не стоит?

Cosmopolitan
Удачное преображение: как изменился Александр Ревва после пластики Удачное преображение: как изменился Александр Ревва после пластики

Александр Ревва смог превратиться из комика в брутального мужчину

Cosmopolitan
Как стать мудрее: 3 совета и 1 упражнение Как стать мудрее: 3 совета и 1 упражнение

Как научиться правильно быть неправым?

Reminder
Советника главы «Роскосмоса» заподозрили в передаче секретных сведений спецслужбе НАТО Советника главы «Роскосмоса» заподозрили в передаче секретных сведений спецслужбе НАТО

Ивана Сафронова подозревают в том, что он передавал секретные сведения НАТО

Forbes
Долгожданный Spotify. Как шведский сервис изменил музыкальную индустрию и что значит его приход в Россию Долгожданный Spotify. Как шведский сервис изменил музыкальную индустрию и что значит его приход в Россию

Что сделал Spotify для индустрии — и насколько ценен для инвесторов

Forbes
Шум воды и ветра заставил горных колибри общаться на рекордно высоких частотах Шум воды и ветра заставил горных колибри общаться на рекордно высоких частотах

Что показало новое исследование высокогорных ореад

N+1
Неандертальцы вернули людям тысячи древних генов Неандертальцы вернули людям тысячи древних генов

Часть «неандертальского наследия» — это ДНК древних африканских сапиенсов

N+1
Сколько тебе нужно белка, чтобы нарастить мышечную массу? Ответы на главные вопросы о протеине Сколько тебе нужно белка, чтобы нарастить мышечную массу? Ответы на главные вопросы о протеине

Сколько именно протеина стоит съедать для заветного результата?

Playboy
5 легендарных мечей средневековой Европы 5 легендарных мечей средневековой Европы

Истории знаменитых клинков и их владельцев, живших во времена Средневековья

Популярная механика
Куда ведут ИТ-маневры Куда ведут ИТ-маневры

ИТ-индустрию охватила налоговая лихорадка

Эксперт
Пока границы с Грузией закрыты – обратите внимание на Владикавказ Пока границы с Грузией закрыты – обратите внимание на Владикавказ

Столица Северной Осетии-Алании – родина мифических нартов

GQ
Современные сказки: Мулан добилась равной оплаты труда, а Красная Шапочка отучила волка приставать к женщинам Современные сказки: Мулан добилась равной оплаты труда, а Красная Шапочка отучила волка приставать к женщинам

Отрывок из книги «Золушка и стеклянный потолок: и другие феминистские сказки»

Forbes
Открыть в приложении