В ожидании главного
Уход Олега Табакова спровоцировал общественную дискуссию о будущем МХТ, школы-студии МХАТ и «Табакерки». Обозреватель «Огонька» размышляет о том, как по-разному складываются судьбы театральных империй, возглавляемых сильными лидерами
Театр — это производство: масштабное, медленное, многолюдное, дорогое, не допускающее пробуксовок и перебоев. Перспективный план любого крупного театра рассчитан как минимум на два сезона вперед, так что внезапная смена руководства почти всегда чревата травмой, несовместимой с нормальным существованием творческого организма. Однако печальный парадокс отечественной театральной жизни, что называется, налицо: к подобному стрессу российские труппы оказываются одинаково не готовы и в тех случаях, когда кадровые перемены спровоцированы трагическими обстоятельствами непреодолимой силы, и когда они возникают вполне прозаически, в рабочем порядке.
Новейшей истории отечественной сцены практически неизвестны случаи мирной, осмысленной передачи власти из рук в руки, продиктованной целесообразностью и заботой о завтрашнем дне, хотя любой театр, каким бы авторским он ни был, это все-таки общественный институт, а не частная собственность.
Иерархический уклад, к которому исторически тяготеет русская сцена, чем-то напоминает средневековую мастерскую, когда вся жизнь вращается вокруг носителя традиции, тайного знания, а даже самые талантливые из сподвижников до самых седин могут рассчитывать лишь на роль подмастерьев — так были устроены все знаковые отечественные театры: БДТ долгие годы равнялся Георгию Товстоногову, а Таганка почти полвека была синонимична Юрию Любимову. Абсолютное большинство сегодняшних худруков или потенциальных претендентов на руководящие должности воспитывалось в эпоху абсолютизма «театров одного режиссера». И нужно ли удивляться тому, что представляемые ими творческие программы чаще всего резюмируется формулой «после нас хоть потоп»? Лишь единицы из них понимают, что театры, созданные великими индивидуалистами, обречены уйти в историю вместе со своими основоположниками. Единственный путь к спасению — радикальная административная и художественная перепрошивка, произведенная новым лидером — внятным, жестким и обязательно несентиментальным. Впрочем, брать на себя ответственность за радикальный апгрейд не готовы и в департаментах с министерствами: театральные реформы чреваты войной с труппами,