Театр одного города
Ярославль на прошлой неделе стал настоящей театральной столицей России: горожане активно вступились за первый русский театр имени Волкова, который минкульт предложил объединить с Александринским. В причинах конфликта разбирался «Огонек»
Эта новость на прошлой неделе грянула как гром среди ясного неба: два знаменитых театра, Александринский (Санкт-Петербург) и Волковский (Ярославль), объединяют в первый национальный театр России. Об этом объявил министр культуры Владимир Мединский. «Сегодня мы присутствуем при историческом процессе естественного, инициированного снизу объединения двух старейших театров, каждый из которых по праву претендовал на то, чтобы называться первым русским национальным театром. Это будет не просто формальное объединение, а исторически обусловленное воссоздание»,— отметил министр. Экономический смысл «объединения театров» прозрачен: оптимизация бюджетных средств и повышение эффективности. Причем подобное происходит уже не в первый раз: например, Приморский театр оперы и балета (Владивосток) стал несколько лет назад филиалом Мариинского театра. Прежде подобные новости не вызывали ажиотажа, но в этот раз все пошло не так: глава правительства Дмитрий Медведев приостановил приказ об объединении театров и поручил провести «широкое общественное обсуждение».
Случай беспрецедентный, включая молниеносность взаимоотменяющих решений. Хотя театр — не поликлиника и не школа, но, в общем-то, работники культуры — те же бюджетники (Волковский театр — единственный региональный, который финансируется из федерального, а не местного бюджета). Однако никто не мог предположить, что именно театр станет поводом для негативной консолидации целого города и даже региона.
Больше, чем театр
Волковский театр расположен в самом сердце Ярославля — эта фраза верна фактически, но и символически тоже. Столица Золотого кольца, знаменитая Гардарика (так называли Древнюю Русь иностранцы), родина первой женщины-космонавта Валентины Терешковой; Волковский театр — из этого же ряда главных местных феноменов. Старейший театр России был основан в 1750 году и носит имя купца Федора Волкова, который считается первым русским профессиональным драматическим актером и режиссером. Здание нынешнего Волковского театра построено в 1911 году, и когда ты видишь в фойе театра увеличенную фотографию 1915 года — актрисы в шляпках и актеры в картузах или военных френчах (уже идет Первая мировая),— понимаешь, что это и есть та самая «Россия, которую мы потеряли». С другой стороны, поражает в Ярославле именно то, что здесь дореволюционная Россия каким-то чудом сохранилась: огромное количество памятников архитектуры, включая деревянные, уцелели в огне социальных преобразований и войн.
«К театру у горожан действительно особое отношение, поэтому такая буря началась, — объясняет режиссер Владимир Алеников, автор легендарных „Приключений Петрова и Васечкина“, который только что поставил в Волковском музыкальную фантазию „Пушкиниана. Любовь и карты“. — Для Ярославля Волковский — это как Большой театр для Москвы. Здесь первоклассная труппа, которая сделала бы честь любому нашему столичному театру, да и европейскому тоже».
С учетом развитого чувства местного патриотизма сама идея объединить Волковский театр с чем-то или кем-то, не говоря уже о том, чтобы подчинить, выглядит кощунством. Свою роль сыграло, конечно, и слово «оптимизация» — знакомое людям по другим реформам. Именно символическая угроза! — потеря первенства Волковского театра — мгновенно объединила Ярославль: горожан, общественность, власть и даже местную оппозицию.
Город против
«Мы не знаем ни одного нашего земляка, кто поддержал бы это решение, за исключением ряда представителей самого театра. Печально, что непродуманное решение уже сегодня дало негативный результат — раскол внутри театра. Но театр не принадлежит труппе. Это национальное достояние не по названию, а прежде всего по сути своей, а значит, достояние граждан, зрителя, среди которых большинство — люди земли ярославской!» — так говорится в письме, которое местные общественники (почетные граждане, Герои России, депутаты местной думы и муниципалитета, около 3500 подписей) направили Владимиру Путину. Тот же тезис изложил и председатель Ярославской областной думы Алексей Константинов: «Да, театр является федеральной собственностью. Но он является и частью истории Ярославля. В этом смысле он принадлежит всем ярославцам». 28 марта высказался и губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов: «Подобные решения надо принимать только с учетом мнения населения, а не кулуарно. …Моя позиция: первый русский профессиональный театр должен сохранить свой статус и самостоятельность».
Губернатор в тот же день обсудил ситуацию с представителями ярославской общественности и коллективом Волковского театра. Во время этой встречи директор Ярославского ТЮЗа Наталия Прокина вспомнила о попытках объединить местный Театр юного зрителя с кукольным, через два года решение пришлось отменять. Общественники подвергли сомнению саму идею: «Когда министр культуры говорит, что исторически объединение (двух театров.— „О“) взаимообусловлено, он лукавит,— считает доктор филологических наук, заслуженный работник культуры РФ Маргарита Ваняшова.— Первый национальный театр — это театр Волкова. Что мешает Минкульту просто поддержать Волковский театр, повысив его статус?» «Это не ярославский, а российский бренд,— вторит ей народный художник РФ Николай Мухин.— Это все равно, что объединять КамАЗ с ЗИЛом». «Волковский театр — самодостаточный. И если мы будем Иванами, не помнящими родства, то грош нам всем цена»,— сказал ректор Ярославского театрального института Сергей Куценко. А ректор Ярославского госуниверситета Александр Русаков 8 апреля будет выступать по этому поводу в Общественной палате РФ. Не только местные жители против; театровед, создатель «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская также считает, что любые оптимизации, «совнархозы» в искусстве — это «стирание индивидуальностей». «Думаю, что речь идет о кошмаре нашей действительности под названием „оптимизация“»,— соглашается с ней доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии Ярославского педагогического университета Татьяна Злотникова. Против объединения выступили даже местные коммунисты: они планируют на этой неделе провести митинг у памятника Федору Волкову, как сообщил лидер ярославских коммунистов Александр Воробьев.