Старость — это несерьезно

Комедия «Бабушка легкого поведения — 2» как печальный симптом

ОгонёкОбщество

Старость — это несерьезно

Андрей Архангельский

Старость как элемент приключения; российское кино марширует в сторону от сочувствия (кадр из фильма «Бабушка легкого поведения – 2»). Фото: Войс Медиа / Vice Films

Старость на отечественном киноэкране — в лучшем случае объект умолчания, в худшем — объект насмешки. Вышедшая недавно комедия «Бабушка легкого поведения – 2» — символичное свидетельство того, что российское кино разучилось реагировать на болезненные проблемы общества. Как говорило о пожилых людях и старости советское и российское кино, разбирался «Огонек».

Кино должно откликаться на актуальные социальные проблемы. Услышав эту фразу, типичный российский продюсер, получающий половину денег из госбюджета, а другую половину — от частных корпораций, связанных с государством, еще пару лет назад покрутил бы пальцем у виска. Задача российского кино, если рассматривать нынешний репертуар, совершенно иная: уводить зрителя подальше от проблем, погружая его в выдуманное прошлое или параллельную реальность. «Не грузить» — вот негласный лозунг российской киноиндустрии. Патриотическое кино также сегодня превратилось в специфическое развлечение с ритуальным внушением одной нехитрой мысли: смерть за родину — лучшее, что может сделать для нее гражданин.

Российское кино разучилось говорить и снимать на серьезные темы, отвыкло не просто от сочувствия и солидарности, но и от элементарного такта. В итоге общество сегодня лишено примиряющего и терапевтического механизма, каким и должно быть массовое искусство. Сегмент под названием «социальное кино», важной составляющей которого является кино о пожилых людях, это и есть настоящая, а не поддельная скрепа общества. Однако кино о тех, кому сегодня тяжелее всего — о малоимущих, о пенсионерах,— в России почти не снимают. Если такое кино и выходит, оно заранее определяется как нишевый продукт — то, что по определению получит в кинотеатре в лучшем случае один сеанс в день, рано утром или поздно вечером. По мнению продюсеров и прокатчиков, «массовая аудитория такое не смотрит». В итоге в обществе сложилась патовая ситуация: люди отучились сочувствовать, а массовое искусство поддерживает эту черствость. Замкнутый круг.

От массы к индивидууму

В довоенном советском кинематографе пожилые люди — лишь часть общего соцреалистического орнамента. Только в 1960-е пожилые на экране начинают обретать собственную идентичность, однако она долго будет связана с военной темой, как в фильме «Отец солдата» (1964) Резо Чхеидзе или «Белорусский вокзал» (1970) Андрея Смирнова. Интерес к мироощущению пожилых людей в эти годы параллельно возникает и в европейском кино: но если герои картины «Джинджер и Фред» Федерико Феллини находят себя в танце, в самовыражении, то советские пенсионеры — в бою или труде. Только к началу 1970-х старость на советском экране освобождается от оглядок на идеологию и рассматривается просто как естественное состояние человека. На этот период — примерно 20 последних советских лет и первых постсоветских — и приходится рассвет социального кино о пожилых людях.

Но поначалу кино предпочитало реагировать на важную тему «через шутку». В то время, когда в стране оставались миллионы инвалидов и неустроенных ветеранов, о них предпочитали снимать комедии. Если и есть какие проблемы у советских пенсионеров, внушает такое кино, так это забота о физической форме. Яркий пример — фильм «Семь стариков и одна девушка» (1968) Евгения Карелова. Молодую выпускницу физкультурного института Елену Величко направляют работать тренером, однако вместо перспективных спортсменов ей дают «группу здоровья» — шестерых мужчин преклонного возраста. Единственный допустимый конфликт, интрига в таких фильмах выражается формулой «старики себя еще покажут». Так начал складываться формат рассказа «о счастливой старости».

Постепенно социальная общность «советские пенсионеры» индивидуализируется, обретает характер и личные обстоятельства. Этапным стал фильм «Старикиразбойники» 1971 года Эльдара Рязанова. Следователя Мячикова (Юрий Никулин) хотят отправить на пенсию по возрасту, но он вместе с друзьями ищет не совсем законные способы остаться на работе, доказывая свою полезность, нужность обществу. К тому времени и сама советская власть вступала в пенсионный возраст — лучшие фильмы о переживании старости появились именно на закате существования СССР. Фильм 1978 года «Дальше — тишина…» по роману Жозефины Лоренс «Такие долгие годы» режиссеров Валерия Горбацевича и Анатолия Эфроса — камерная история о невозможной хрупкости человеческих судеб. Одноименный спектакль шел на подмостках Театра им. Моссовета в течение 13 лет (пожилую пару играли Раневская и Плятт), а затем появился телеспектакль. Сага о

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Нельзя так широко толковать закон» «Нельзя так широко толковать закон»

Юристы называют позицию УПРАВИСа «абсурдной»

Огонёк, июль'19
Один кадр Один кадр

Самые яркие кадры из разных стран

Вокруг света, июль'19
7 правил безопасной езды зимой 7 правил безопасной езды зимой

7 правил безопасной езды зимой

Maxim, февраль'19
Эволюция пожирает своих детей Эволюция пожирает своих детей

Премия Дарвина вручается тем, кто ухитряется превратить смерть в идиотизм

Maxim, март'19
Верблюд вытаскивает машину из сугроба, или Зима в Саратове Верблюд вытаскивает машину из сугроба, или Зима в Саратове

Верблюд вытаскивает машину из сугроба, или Зима в Саратове

National Geographic, февраль'19
Валерий Сюткин: «Я – то что надо, когда приношу зарплату жене» Валерий Сюткин: «Я – то что надо, когда приношу зарплату жене»

Певец точно знает, как правильно выстроить отношения с супругой и родителями

StarHit, февраль'19
«Ван Гог. На пороге вечности» — фильм-симулятор художника: MAXIM делится впечатлениями «Ван Гог. На пороге вечности» — фильм-симулятор художника: MAXIM делится впечатлениями

Среди всей массы, конкретно этот фильм о Ван Гоге особенный

Maxim, февраль'19
Итальянский enfant terrible Итальянский enfant terrible

«Правительство перемен» популистов и евроскептиков готовится менять Европу

Эксперт, февраль'19
Новый белорусский Новый белорусский

Как покорить iTunes, выпустить альбом и отправиться в тур по России

Glamour, март'19
Скинут десяточку? Скинут десяточку?

Обосновано ли снижение нештрафуемого порога превышения скорости

АвтоМир, февраль'19
Пчелиные волки откладывают яйца, похожие на газовые гранаты Пчелиные волки откладывают яйца, похожие на газовые гранаты

У песочных ос из подсемейства Philanthinae ядовиты даже яйца

National Geographic, февраль'19
24 часа с Ханной 24 часа с Ханной

Cosmo провел сутки с певицей Анной Ивановой, выступающей под псевдонимом Ханна

Cosmopolitan, март'19
День в фургоне с городскими отходами День в фургоне с городскими отходами

Почему люди готовы платить за то, чтобы их мусор не попадал на свалку

Русский репортер, февраль'19
Masala Quartet: в путешествие по музыкальным мирам Masala Quartet: в путешествие по музыкальным мирам

Творческая лаборатория Masala Quartet

National Geographic, февраль'19
«Исчезает атмосфера, в которой возможны договоренности» «Исчезает атмосфера, в которой возможны договоренности»

Академик Александр Дынкин подводит итоги Мюнхенской конференции

Огонёк, февраль'19
Звездная качалка: тренируйся так, чтобы не уступать киборгам! Звездная качалка: тренируйся так, чтобы не уступать киборгам!

Звездная качалка: тренируйся так, чтобы не уступать киборгам!

Maxim, февраль'19
Обмани меня Обмани меня

Считается, что говорить и врать люди научились практически одновременно

Добрые советы, март'19
10 вопросов к отоларингологу 10 вопросов к отоларингологу

Мы обсудили самые распространенные лор-проблемы с врачом

Добрые советы, март'19
Откуда деньги? Откуда деньги?

К чему нужно быть готовым сегодня, если вы хотите открыть счёт за границей

Robb Report, февраль'19
Kia K900. Большой мальчик Kia K900. Большой мальчик

Kia K900. Что новый флагман готов противопоставить конкурентам?

АвтоМир, февраль'19
Сибирский богатырь Сибирский богатырь

Что смотреть и чем заняться в Красноярске

Лиза, февраль'19
Пол Пот: чемпион геноцида Пол Пот: чемпион геноцида

Жуткий эксперимент Пол Пота с построением «истинного социализма»

Дилетант, март'19
Skoda Yeti: на любой случай Skoda Yeti: на любой случай

Учимся выбирать подержанный Skoda Yeti

АвтоМир, февраль'19
Главные футбольные переходы этой зимы Главные футбольные переходы этой зимы

Рассказываем об итогах трансферной кампании европейских клубов

GQ, февраль'19
Ракеты «Триумфа» не смогли пересечь Ла-Манш Ракеты «Триумфа» не смогли пересечь Ла-Манш

Как оказались сорваны поставки С-400 в Китай

РБК, февраль'19
Проводы зимы по-венгерски: фотопроект, над которым работали 10 лет Проводы зимы по-венгерски: фотопроект, над которым работали 10 лет

Проводы зимы по-венгерски: фотопроект, над которым работали 10 лет

National Geographic, февраль'19
Jeep Grand Cherokee Jeep Grand Cherokee

Jeep Grand Cherokee. Классический рецепт американской школы

Quattroruote, март'19
Самая модная обувь сезона весна-лето 2019 Самая модная обувь сезона весна-лето 2019

Разложили для вас по полочкам главные тренды сезона весна-лето 2019

Vogue, февраль'19
Золотой мой человек Золотой мой человек

Звезде «Титаника» хватит «Оскаров». Угадываем, кому достанутся остальные

GQ, март'19
Разобрали по буквам Разобрали по буквам

Словарь самых модных (и нужных) терминов современного бьюти-рынка

Cosmopolitan, март'19