Комедия «Бабушка легкого поведения — 2» как печальный симптом

ОгонёкОбщество

Старость — это несерьезно

Андрей Архангельский

Старость как элемент приключения; российское кино марширует в сторону от сочувствия (кадр из фильма «Бабушка легкого поведения – 2»). Фото: Войс Медиа / Vice Films

Старость на отечественном киноэкране — в лучшем случае объект умолчания, в худшем — объект насмешки. Вышедшая недавно комедия «Бабушка легкого поведения – 2» — символичное свидетельство того, что российское кино разучилось реагировать на болезненные проблемы общества. Как говорило о пожилых людях и старости советское и российское кино, разбирался «Огонек».

Кино должно откликаться на актуальные социальные проблемы. Услышав эту фразу, типичный российский продюсер, получающий половину денег из госбюджета, а другую половину — от частных корпораций, связанных с государством, еще пару лет назад покрутил бы пальцем у виска. Задача российского кино, если рассматривать нынешний репертуар, совершенно иная: уводить зрителя подальше от проблем, погружая его в выдуманное прошлое или параллельную реальность. «Не грузить» — вот негласный лозунг российской киноиндустрии. Патриотическое кино также сегодня превратилось в специфическое развлечение с ритуальным внушением одной нехитрой мысли: смерть за родину — лучшее, что может сделать для нее гражданин.

Российское кино разучилось говорить и снимать на серьезные темы, отвыкло не просто от сочувствия и солидарности, но и от элементарного такта. В итоге общество сегодня лишено примиряющего и терапевтического механизма, каким и должно быть массовое искусство. Сегмент под названием «социальное кино», важной составляющей которого является кино о пожилых людях, это и есть настоящая, а не поддельная скрепа общества. Однако кино о тех, кому сегодня тяжелее всего — о малоимущих, о пенсионерах,— в России почти не снимают. Если такое кино и выходит, оно заранее определяется как нишевый продукт — то, что по определению получит в кинотеатре в лучшем случае один сеанс в день, рано утром или поздно вечером. По мнению продюсеров и прокатчиков, «массовая аудитория такое не смотрит». В итоге в обществе сложилась патовая ситуация: люди отучились сочувствовать, а массовое искусство поддерживает эту черствость. Замкнутый круг.

От массы к индивидууму

В довоенном советском кинематографе пожилые люди — лишь часть общего соцреалистического орнамента. Только в 1960-е пожилые на экране начинают обретать собственную идентичность, однако она долго будет связана с военной темой, как в фильме «Отец солдата» (1964) Резо Чхеидзе или «Белорусский вокзал» (1970) Андрея Смирнова. Интерес к мироощущению пожилых людей в эти годы параллельно возникает и в европейском кино: но если герои картины «Джинджер и Фред» Федерико Феллини находят себя в танце, в самовыражении, то советские пенсионеры — в бою или труде. Только к началу 1970-х старость на советском экране освобождается от оглядок на идеологию и рассматривается просто как естественное состояние человека. На этот период — примерно 20 последних советских лет и первых постсоветских — и приходится рассвет социального кино о пожилых людях.

Но поначалу кино предпочитало реагировать на важную тему «через шутку». В то время, когда в стране оставались миллионы инвалидов и неустроенных ветеранов, о них предпочитали снимать комедии. Если и есть какие проблемы у советских пенсионеров, внушает такое кино, так это забота о физической форме. Яркий пример — фильм «Семь стариков и одна девушка» (1968) Евгения Карелова. Молодую выпускницу физкультурного института Елену Величко направляют работать тренером, однако вместо перспективных спортсменов ей дают «группу здоровья» — шестерых мужчин преклонного возраста. Единственный допустимый конфликт, интрига в таких фильмах выражается формулой «старики себя еще покажут». Так начал складываться формат рассказа «о счастливой старости».

Постепенно социальная общность «советские пенсионеры» индивидуализируется, обретает характер и личные обстоятельства. Этапным стал фильм «Старикиразбойники» 1971 года Эльдара Рязанова. Следователя Мячикова (Юрий Никулин) хотят отправить на пенсию по возрасту, но он вместе с друзьями ищет не совсем законные способы остаться на работе, доказывая свою полезность, нужность обществу. К тому времени и сама советская власть вступала в пенсионный возраст — лучшие фильмы о переживании старости появились именно на закате существования СССР. Фильм 1978 года «Дальше — тишина…» по роману Жозефины Лоренс «Такие долгие годы» режиссеров Валерия Горбацевича и Анатолия Эфроса — камерная история о невозможной хрупкости человеческих судеб. Одноименный спектакль шел на подмостках Театра им. Моссовета в течение 13 лет (пожилую пару играли Раневская и Плятт), а затем появился телеспектакль. Сага о

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Идеальные свидания Идеальные свидания

Проект актера Анатолия Белого «Четыре идеальных свидания»

OK!
Какие проблемы ждут импортеров в 2019 году Какие проблемы ждут импортеров в 2019 году

Какие проблемы ждут импортеров в 2019 году

Forbes
Власть бизнеса: 50-100 Власть бизнеса: 50-100

Forbes составил первый рейтинг влиятельных россиян

Forbes
Как изменятся цены на элитное жилье в мировых столицах в 2019 году Как изменятся цены на элитное жилье в мировых столицах в 2019 году

Рост цен на элитное жилье по всему миру замедлился

Forbes
Марина Адашевская. Театральный век Марина Адашевская. Театральный век

Очерк о Марине Адашевской

СНОБ
Если баланс близок к нулю Если баланс близок к нулю

Принимать про- и пребиотики теперь рекомендуют не только внутрь, но и наружно

Glamour
Не звезда Не звезда

Не вздумайте называть Николь Кидман знаменитостью

Glamour
Алексей Исаев: «Важно смотреть на мир широко открытыми глазами» Алексей Исаев: «Важно смотреть на мир широко открытыми глазами»

Солист театра «Геликон-опера» рассказал о секретах успеха и любимых ролях

Домашний Очаг
Оскароносный режиссер Асгар Фархади: «Еще до написания сценария я думал о Пенелопе Крус и Хавьере Бардеме» Оскароносный режиссер Асгар Фархади: «Еще до написания сценария я думал о Пенелопе Крус и Хавьере Бардеме»

Асгар Фархади — о своем новом фильме “Лабиринты прошлого”

Esquire
Сектор газа Сектор газа

Мобильность будущего будет электрической. Но ведь есть еще газ

Quattroruote
15 мыслей Александра Ширвиндта 15 мыслей Александра Ширвиндта

15 мыслей Александра Ширвиндта

GQ
Наедине с собой Наедине с собой

Стас Пьеха решил провести зимний отпуск на Бали

OK!
Что произошло в мире моды за две недели Что произошло в мире моды за две недели

События в мире моды с 7 по 21 февраля

GQ
Спецзоны для олигархов. Как внутренним офшорам выиграть гонку за капитал Спецзоны для олигархов. Как внутренним офшорам выиграть гонку за капитал

Смогут ли внутренние офшоры заменить зарубежные юрисдикции для олигархов

Forbes
Обманные пункты Обманные пункты

Как в России зарабатывают по-черному

Esquire
Что можно сделать с одним носком? Не поверишь, много чего! 13 полезных идей Что можно сделать с одним носком? Не поверишь, много чего! 13 полезных идей

Не спеши выбрасывать носки, оставшиеся без пары: они еще могут пригодиться!

Playboy
Бег по кругу: что мешает вам добиться успеха? Бег по кругу: что мешает вам добиться успеха?

Какие страхи мешают состояться в жизни и воплотить мечту

Psychologies
Лекарство для здоровых Лекарство для здоровых

Компании мечтают продавать препараты от старения, но их пока не изобрели

Forbes
«Чужак»: фрагмент нового романа Стивена Кинга «Чужак»: фрагмент нового романа Стивена Кинга

Отрывок из новой истории Стивена Кинга об убийстве 11-летнего мальчика

Esquire
Как начать разбираться в современном искусстве (и заработать на нем)? Как начать разбираться в современном искусстве (и заработать на нем)?

Основательница NIKOLSKAYA GALLERY о том, как полюбить современное искусство

Cosmopolitan
Хлеб и колбаса: ключевые гастрономические ценности в новом ресторане Focacceria Хлеб и колбаса: ключевые гастрономические ценности в новом ресторане Focacceria

Команда легендарного «Семифреддо» кормит простой едой на Патриарших

GQ
Марина Брусникина: «Цензуры быть не должно и не может быть» Марина Брусникина: «Цензуры быть не должно и не может быть»

Марина Брусникина об отношении к Эдуарду Боякову и диалоге с властью

GQ
100 самых стильных 100 самых стильных

50 самых стильных 2019. International

GQ
Гид по первой ярмарке Frieze в Лос-Анджелесе Гид по первой ярмарке Frieze в Лос-Анджелесе

Гид по первой ярмарке Frieze в Лос-Анджелесе

Vogue
В издательстве «Эксмо» выходит роман Кристины Далчер «Голос» В издательстве «Эксмо» выходит роман Кристины Далчер «Голос»

В издательстве «Эксмо» выходит роман Кристины Далчер «Голос»

Cosmopolitan
Какой лазерный принтер купить для дома: советы от CHIP Какой лазерный принтер купить для дома: советы от CHIP

Какой лазерный принтер купить для дома: советы от CHIP

CHIP
БДТ в моей жизни БДТ в моей жизни

Деятели искусства и бизнеса о своем отношении к БДТ

СНОБ
Волевая модель Волевая модель

Актриса Эмилия Кларк о праве выглядеть сексуально и аромате The Only One 2

Vogue
Влад Соколовский: «Думаю о бывшей жене каждый день» Влад Соколовский: «Думаю о бывшей жене каждый день»

Певец откровенно о чувствах: от чего он счастлив, а что вызывает страх

StarHit
Сказки для взрослых: принципы основательницы кафе «АндерСон» Сказки для взрослых: принципы основательницы кафе «АндерСон»

Ты не можешь требовать от ребенка соблюдения тех правил, которые не выполняешь

Forbes
Открыть в приложении