Три шага, чтобы принять свои отрицательные эмоции
Когда мы сталкиваемся с трудными жизненными обстоятельствами, первое желание — убежать, закрыться. Мы не хотим испытывать душевные страдания. Но, подавляя эти чувства, рискуем психологическим благополучием. Клинический психолог Бет Курланд рассказывает о практике «дверь», которая помогает справиться со сложными переживаниями.
Когда мне было 15, мама погибла в автомобильной аварии. Я не знала, как справиться с горем, и от безысходности погрузилась в учебу. Не пропускала ни единого дня школьных занятий и пыталась контролировать каждый элемент своей жизни. В каком-то смысле стратегия работала: в школе у меня были только хорошие оценки. Но отрицание горя дорого мне обходилось. Я постоянно переживала из-за событий, которые не могла контролировать, например, из-за внезапной смены планов или небольших травм.
Во взрослом возрасте появились иррациональные страхи. Когда я была беременна, избегала мест со странным запахом. Боялась, что эмбрион отравится токсичными испарениями. Только после рождения первого ребенка с помощью психотерапевта смогла полностью пережить горе, связанное с потерей матери. Мне удалось прочувствовать эмоции, которые я отгоняла от себя столько лет.
Как я пишу в своей книге «Танцуя на натянутом канате», стремление избежать неприятного — это часть человеческой природы. Но попытки скрыться от неприятных эмоций влекут за собой целый ряд негативных последствий: повышенное психологическое напряжение, тревожность и подавленность. Это подрывает благополучие.
Когда мы принимаем свои пристрастия, мы меньше рискуем развить зависимое поведение. Когда принимаем физические страдания, меньше шансов застрять в замкнутом цикле хронической боли. Грусть — меньше вероятности, что окажемся в депрессии. Тревогу — меньше шансов, что она нас парализует.