Винтокрылый вождь: самый массовый вертолет в мире
Шестьдесят лет тому назад американцы начали эксплуатировать самый массовый вертолет в мире — Bell UH-1 «Ирокез».
Практически сразу после окончания Корейской войны американское командование пришло к выводу, что один из самых популярных армейских вертолетов тех лет — Sikorsky UH-19 (S-55) — уже не соответствует требованиям времени. Их не останавливал даже тот факт, что машина пользовалась в армии большой популярностью и заработала репутацию настоящего трудяги, терпеливо сносившего все трудности нелегкого быта.
Кроме того, были и явные недостатки: S-55 оснащался всего одним поршневым двигателем и имел очень маленькую скорость и высоту полета. В итоге UH-19 был причислен к «морально устаревшей» технике и решительно отправился на свалку истории, а вояки срочно начали подыскивать ему замену.
Требования к приемнику были следующие: вертолет должен транспортировать шесть солдат или груз массой 400 кг с крейсерской скоростью 195 км/ч против 135 км/ч у «Сикорского». Статический потолок летательного аппарата должен был быть не менее 1830 метров, а радиус действия устанавливался в 185 километров. В качестве силовой установки предполагалось использовать один газотурбинный двигатель, а ресурс основных агрегатов определялся в тысячу часов.
Первый полет опытного вертолета, получившего обозначение ХН-40, состоялся 20 октября 1956 года. Испытания шести опытных и девяти предсерийных машин продолжались в течение 1957-1958 годов и завершились тем, что в 1958 году новый вертолет, названный UH-1А Iroquois («Ирокез»), был запущен в серийное производство. 30 июня 1959 года первые вертолеты UH-1A начали поступать на вооружение частей американской армии.