Сокровище семьи Фаберже
Музеи Московского Кремля 6 октября объявили о поступлении в собственную коллекцию семейного архива Карла Фаберже. «Огонек» выяснил, какие открытия готовит собрание документов и личных вещей самого знаменитого ювелира русского императорского дома
Эта новость оказалась неожиданной, пожалуй, прежде всего для самих Музеев Московского Кремля — о решении Татьяны Фаберже, правнучки легендарного мастера, безвозмездно передать фамильную ценность российскому музею стало известно только после ее кончины в феврале нынешнего года. Значимость этого события даже кремлевские хранители пока оценивают осторожно, ведь привезенный из Швейцарии архив не только уникален, но и совершенно не изучен. Фотографии, документы, библиотека, произведения искусства, мемориальные предметы (всего 1651 объект) могут рассказать не так много о легендарном дореволюционном прошлом респектабельного ювелирного дома. Зато этот архив позволяет заглянуть в эмигрантские будни семейства Карла Фаберже, хорошо знакомые, пожалуй, лишь его потомкам.
Архив ювелира
Для музея, располагающего едва ли не самой объемной в мире коллекцией произведений фирмы Фаберже, его фамильный архив оказался открытием. «Когда он приехал в Москву, для нас это была некая terra incognita,— призналась Татьяна Мунтян, научный сотрудник Музеев Кремля и хранитель коллекции Карла Фаберже.— Я иногда обращалась к Татьяне Федоровне, и она посылала какую-нибудь фотографию из архива или скетч, но сам архив я увидела впервые».
Главным хранителем и исследователем архива, который охватывает более 100 лет и отражает жизнь семьи Фаберже на протяжении всего ХХ века, была Татьяна Фаберже. По словам специалистов, правнучка ювелира скрупулезно берегла буквально каждый документ, касавшийся истории ее семьи. Например, благодаря сохраненным ею наброскам Фаберже, в разрозненных деталях ювелирного произведения начала ХХ века исследователи распознали его последнее пасхальное яйцо «Созвездие Цесаревича». Задуманное в 1917 году, оно не было завершено, и его случайно обнаружили в фондах Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана лишь в 2001 году. Она же ознакомила кремлевских хранителей с настоящей палитрой, которой пользовался Карл Фаберже. А в 1992 году сама приехала в Москву на открытие выставки «Мир Фаберже» — первого столь масштабного выставочного проекта постперестроечной России, посвященного творчеству Фаберже.
Поэтому, как только в сентябре на фоне пандемии было восстановлено авиасообщение между Швейцарией и Россией, многочисленные коробки с архивом были доставлены в Москву. Музейные сотрудники только приступили к работе с материалами и пока могут сказать лишь одно: большая их часть посвящена жизни Фаберже вне родины. По иронии судьбы архивное собрание вернулось в Россию чуть более чем через столетие с того дня, когда сам Карл Фаберже покинул революционную Россию под видом курьера. Оставив в 1918 году на родине дом, магазины и мастерские, глава фирмы лишь в Европе узнал о полном крахе своего дела. А после революции Европу и Америку захлестнула целая волна подделок под Фаберже, которые окрестили Fauxbergе, то есть «Фальшберже». Таким образом, его архив стал летописью драматичного и крайне насыщенного периода. «В архиве сохранились вещи семейные, которыми пользовались в быту. Например, столовое серебро,— добавила Татьяна Мунтян.— Все-таки жизнь в эмиграции была несколько другая, совсем не такая роскошная и даже скромная. Мы только подступаем к исследованию этой темы, поскольку раньше не имели возможности видеть ни один из этих документов. Архив рассказывает, как сыновья Фаберже и сам он жили в эмиграции, как протекала жизнь этого огромного