Из Рыбинска в Голливуд: как братья-иммигранты из Российской империи оказались главными в американском кинобизнесе
Братья Шейнкеры, известные как Джо и Николас Шенки, стояли у истоков 20th Century Fox и Metro-Goldwyn-Mayer. Первый даже получил Оскар за вклад в киноиндустрию и звезду на голливудской Аллее славы.
Из Рыбинска в Америку, из Шейнкеров в Шенки
Джо Шенк родился в 1878 году в Рыбинске (нынешняя Ярославская область) в еврейской семье. Тогда его звали Иосиф Шейнкер. Через несколько лет родился его младший брат Николай, будущий Николас Шенк.
Отец мальчиков Хаим Шейнкер служил приказчиком в конторе волжского пароходства. Рыбинск в то время был крупным торговым центром, и семья не бедствовала.
В конце 19 — начале 20 веков евреи массово уезжали из Российской империи в Америку. Семья Шейнкеров уехала в 1892 году. Их путь, как и многих других, проходил через пограничный город Броды в Галиции, затем через Париж и Атлантический океан.
Шейнкеры благополучно добрались до США. Семья поселилась в Нью-Йорке: сначала в Нижнем Ист-Сайде, а затем в Гарлеме. Фамилию и имена братья поменяли на американский манер — стали Джозефом и Николасом Шенками. Но своё происхождение они не скрывали.
Шенки начинали карьеру с продажи газет, мытья посуды в кафе, работы в аптеке. Со временем они выкупили аптеку за $600 — и через три месяца продали её за $3500. Деньги братья инвестировали в новый бизнес — пивную Old Barrel в парке развлечений Форт-Джордж — самой высокой точке Манхэттена.
От парка развлечений к кинобизнесу
В 1905 году, когда братья расположились в парке, он не выглядел современным: пара пивных, несколько тиров и киоск с фото.
Шенки поняли, что для развлечения не хватает каруселей и танцевального зала — и арендовали небольшое здание. Внутри построили танцпол, вокруг него расставили столы, наняли оркестр. Несмотря на загвоздки с привлечением гостей, Шенки сумели заработать.
В 1906 году Шенки познакомились с финансистом и будущим компаньоном Маркусом Лоу. Лоу развивал сеть никелодеонов — предшественников современных кинотеатров (зал на 100 человек с обычными стульями, проектором и пианино для музыкального сопровождения немых фильмов).
Заняв у Лоу $7500, Шенки начали строить собственный парк развлечений Paradise Park. Он находился рядом с Форт-Джорджем. Карусели и другие развлечения строили в кредит.
Когда всё было готово к открытию, братья заметили: чтобы попасть в парк, публике нужно преодолеть 56 ступенек. Они посчитали это большим недостатком и переживали за посетителей.
После партнёры поняли, что напрасно опасались. Гости видели аттракционы и шли к ним, не замечая лестницы. Тогда Шенки поставили турникет на последней ступеньке и брали с посетителей по десять центов за вход.
Хотя парк процветал, к 1910 году местные жители подавали прошения о закрытии. Район страдал от общественного пьянства, шума и преступности.
Газета The Sun писала, что парк снискал дурную славу из-за бездействия полиции. За вечер могло случиться несколько ограблений и драк. Местные объединились и давили на власти, чтобы те осудили парк за нарушение противопожарных правил и угрозу безопасности. Тем не менее место не закрывали.
В декабре 1911 года Paradise Park подожгли неизвестные. Ущерб составил $25 тысяч. Шенки устранили повреждения и вновь открыли парк в 1912 году. В 1913-м случился ещё один поджог.
Огонь был таким сильным, что пожарные спасали стоящие рядом здания, а парк оставили догорать. Сгорели американские горки, колесо обозрения, каток и всё, что построили братья для развлечения публики. Ущерб составил более $100 тысяч. Парк не восстановили, землю по настоянию местных активистов вернули под юрисдикцию города.
Братья не бросили бизнес и купили новый парк — Palisades Amusement Park, который через пару лет получил имя Schenck Bros Palisade Park. Парк стал популярным, особенно в 1913 году, когда братья построили открытый бассейн с солёной водой из Гудзона.
Братья владели парком до 1934 года. Одновременно их внимание захватил кинематограф.
Шенки начали интересоваться водевилями и первыми кинотеатрами, которые развивал Маркус Лоу. Лоу впечатлился деловой хваткой братьев и предложил им партнёрство в некоторых своих театральных предприятиях. В 1909 году братья присоединились к бизнесу.
Шенки и кино: как появилась Metro-Goldwyn-Mayer
В 1916-м пути братьев разошлись, но каждый занялся кинобизнесом. Джозеф в том году женился на звезде немого кино Норме Толмедж и основал Comique Film Corporation, чтобы продюсировать независимые фильмы. Среди первых звёзд, которых он открыл или снял в кино, были Бастер Китон, Фатти Арбакл, Джон Бэрримор и Коринн Гриффит.
В 1917 году Джозеф Шенк уехал в Калифорнию, Николас остался в Нью-Йорке работать с Маркусом Лоу. В 1920 году Лоу открыл компанию Loew’s, которая управляла сетью кинотеатров, 119 залов в Канаде и США, производила и дистрибутировала фильмы. Николас стал «правой рукой» Лоу.
В 1924 году Лоу купил три компании, чтобы снимать фильмы для своих кинотеатров:
- Metro Pictures Corporation, за которую заплатил $3,1 млн: $1,5 млн акциями своей компании, и $1,6 млн — выручкой от продажи фильмов.
- Louis B. Mayer Productions за $76,5 тысяч.
- Goldwyn Pictures — её Лоу купил за $4,7 млн.
В то время акции всей компании Лоу стоили около $26 млн.
Надежды на бесперебойную съёмку фильмов фирмы не оправдали. Лоу разочаровался как в качестве, так и в количестве. У компаний были схожие проблемы: они тратили большие суммы на звёзд, авторские права и накладные расходы. Итоговый продукт нарушал сроки и превышал бюджет. Поэтому Лоу объединил студии 17 апреля 1924 года.