Последний ад или последний рай?
Удастся ли Индии сохранить на Андаманах последних жителей каменного века? Этим вопросом задаются специалисты, ведь на острова все решительнее наступают туристы.
Индия готовится превратить Андаманские и Никобарские острова в туристический центр мирового уровня. В январе центральное правительство определило 16 островов, которым предстоит комплексное развитие — для поощрения туристической отрасли. Еще около года назад власти упростили режим посещения иностранцами Андаман и Никобар: разрешение на посещение островов теперь не нужно запрашивать заранее, а можно получить по прибытии в столицу островов город Порт-Блэр на самолете или корабле. Его довольно легко дают на срок 30 дней, если у вас есть индийская виза.
В начале этого года Управление аэропортов Индии также сообщило, что на архипелаге вскоре будет создана сеть из современных гидроаэропортов для «летающих лодок», первые три планируют открыть на острове Сварадж (на российских картах — остров Хавелок), острове Шахид (Нейл) и острове Лонг. Все это ради развития туризма, который считают особенно перспективной отраслью для этой группы островов в Бенгальском заливе.
Андаманы и так уже довольно популярное место, сюда ежегодно приезжают тысячи людей ради песчаных пляжей и кораллового моря. Но здесь не так хорошо развита туристическая инфраструктура, как, скажем, на расположенных по другую сторону от Индостана Мальдивских островах, поэтому в основном Андаманы предпочитают сами индийцы и те иностранцы, кому не нужны роскошные отели и «навязчивый сервис» (в среднем в год здесь бывает более 15 тысяч иностранных гостей). Теперь в Нью-Дели, как видно, задумались о том, чтобы в перспективе бросить вызов самим Мальдивам, ведь этот архипелаг до начала 1970-х вообще был мало кому известен, а сегодня стал едва ли не символом дорогого морского курорта. А у Андаман есть шанс такой рывок совершить.
Дело в том, что у этого архипелага есть особая приманка, которой нет ни у Мальдив, ни у Канар, ни даже у острова Пасхи,— на некоторых из Андаманских островов до сих пор живут традиционные племена, живут словно в каменном веке и, похоже, не подозревают, что стали своего рода рекламным брендом для целого туристического направления.
Последние племена
Честно говоря, увидеть жителей каменного века не так просто. Они остаются на специальных территориях, и чтобы попасть туда, требуются некоторые усилия. Но, несмотря на это, на Андаманах аборигены вам будут попадаться на каждом шагу — манекены в отелях, сувениры в местных магазинах, открытки и так далее. Судьба этих аборигенов и волнует теперь специалистов-этнографов из Индии и других стран мира: не станут ли исчезающие уникальные культуры жертвой туристического наступления?
Интересно, что если сегодня «андаманские дикари» — приманка для любопытных, особая приправа для туристов, то еще совсем недавно они были главной… страшилкой островов. Их называли и дьяволами, и кровожадными чертями. И началось это еще при британцах, которые закрепили за жителями Андаманских островов репутацию недружелюбных, опасных и диких людей. А еще «неправильных», не желающих приобщаться к цивилизации.
Ужасных жителей Андаман описывал даже Артур Конан Дойл в знаменитой повести «Знак четырех» (в СССР по ней был снят фильм «Сокровища Агры» из серии о приключениях Холмса и Ватсона): писатель превратил андаманца Тонгу в безжалостного дикаря-убийцу. Знаменитый автор детективов описывал Андаманы так: «Место было отвратительное, зараженное лихорадкой; на островах, за оградой наших каторжных поселений, жили каннибальские племена. Их развлечением было при всяком удобном случае стрелять в заключенных своими ядовитыми колючками…» На самом деле жители Андаман почитают основным оружием вовсе не духовые трубки с ядовитыми колючками, а лук со стрелами.
Но легенда прижилась. И всплывала время от времени. Последний раз о свирепости андаманцев в мире заговорили в ноябре 2018 года, когда американский гражданин Джон Аллен Чау (или Чо — написание его имени встречается и так, и так) приплыл на входящий в архипелаг остров Сентинел в надежде обратить его жителей в христианство.
Молодой американец считал островитян находящимися под гнетом Нечистого. «Господь! Неужели этот остров — последняя цитадель Сатаны, где никто не слышал и даже не имел шанса услышать Имя Твое?» — записал в своем дневнике Джон Аллен Чау. Самозваный миссионер (он не был священнослужителем) вооружился библией и подарками (несколькими рыбинами, сувенирной мелочью и даже футбольным мячом) и отправился на остров Сентинел крестить племя, особенно решительно отказывающееся вступать в контакт с окружающим миром. По разным данным, попыток приобщить аборигенов к цивилизации и святой книге у Чау было несколько (то ли две, то ли пять — рыбаки, доставлявшие его туда, в показаниях путаются). 27-летний американец отметил в дневнике (записи сохранились), что островитяне сначала не трогали его, но показали ему знаками убираться, что он и сделал, а потом решился на новую попытку. Увы, настырность привела к трагическим последствиям: миссионера-любителя дикари в итоге расстреляли из луков.