«Дети ворона» Юлии Яковлевой — книга для детей, которую нужно прочитать и взрослым
Esquire начинает цикл материалов про самые значимые детские книги десятилетия, которые затрагивают совсем не детские темы: большой террор, буллинг, домашнее насилие — и это лишь часть сюжетов. Все эти книги придуманы в России, написаны отечественными авторами, проиллюстрированы российскими художниками, а некоторые обрели своего читателя и за рубежом. В первом выпуске — «Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой, многотомная эпическая сага о детях, живущих в сталинские годы, замешанная на магическом реализме и абсурдистской традиции.
«Дети ворона» («Ленинградские сказки»), Юлия Яковлева
Премии: «Дети ворона» внесены в список «Белые вороны» Международной мюнхенской библиотеки, отмечены премией «Ясная Поляна» (шорт-лист 2016 года), получили премию In Other Words фонда Book Trust, изданы в Великобритании в Penguin Puffin Books.
Жанр: исторический роман, семейная сага.
Многотомная эпическая сага о детях, живущих в сталинские годы во времена репрессий, замешанная на магическом реализме и абсурдистской традиции. Почему-то ночью уехал в командировку папа, а через несколько дней бесследно исчезли мама и младший братишка, и Шурка с Таней остались одни. «Ворон унес», — шепчут все вокруг. Но что это за Ворон и кто укажет путь-дорогу? Границу между городом Ворона и обычным городом перейти легче легкого — но только в один конец. Лишь поняв, что Ворон в Ленинграде 1938 года — повсюду, бесстрашный Шурка сумеет восстать против его серого царства.
Как создавалась книга
Книги, которые нетривиально говорили бы с детьми об истории и сталинских репрессиях, выпускались и до Юлии Яковлевой: успел выйти «Сталинский нос» Евгения Ельчина, это была книга-прецедент; вышел «Сахарный ребенок» Ольги Громовой о пятилетней Элле, отправленной в лагеря как дочь изменников родины; выходило переиздание «Девочки перед дверью» Марьяны Козыревой. «Сталинский нос» был маленькой фантасмагорией, но не претендовал на историческое исследование или на роман. Книга Громовой — отличная художественная мемуаристика. А вот «Дети ворона» — это уже современный роман и современный взгляд на исторические события.
"Дети ворона" пришли к нам самотеком — в общую редакционную почту. Мы сразу схватили ее — про это есть легенда, как редактор русских текстов Маша Соболева и главный редактор Ира Балахонова, обнявшись, зарыдали от счастья. Получив книгу, мы сразу взяли ее в каталог международных прав (список, куда вносятся книги, потенциально интересные зарубежным издательствам. — Esquire), быстро сделали эскиз обложки — и повезли на Болонскую книжную ярмарку (одна из крупнейших книжных ярмарок в мире. — Esquire). Когда я летела на выставку и читала pdf, у меня садились ридер, телефон, ноутбук, и я во время пересадок и во всех аэропортах пыталась все зарядить, чтобы хоть как-то, на чем угодно дочитать — было просто не оторваться. Стало ясно, что это была большая удача.