Власть в тумане. Цены на бензин взлетят, и рынок наводнит фальсификат
Премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал разобраться с ростом цен на топливо. Как обычно, виноваты все вокруг: нефтяники, АЗС, но не правительство
Премьер-министр Дмитрий Медведев дал нефтяникам и Минэнерго два дня на урегулирование цен на бензин. Почему правительство не смогло сдержать рост стоимости топлива и перешло на язык ультиматумов? В обсуждениях этого неприятного явления часто можно услышать такую шутку: «Что бы ни происходило с ценой на нефть, цена на бензин все равно будет расти». Простой автолюбитель мучается над разгадкой этой тайны российского нефтегаза, журналисты и аналитики, плохо знакомые с положением дел на отечественном рынке нефтепродуктов, публично возмущаются этим обстоятельством во время ток-шоу на федеральных каналах.
Кому выгодно?
Подобная риторика на руку только одному игроку на рынке — самому правительству России. Эти словесные обороты позволяют перекладывать проблему с больной головы на здоровую. Вместо признания собственной недальновидности государственная машина винит всех вокруг: цены растут вследствие непомерных аппетитов нефтяников, спекулянтов на бирже, жадных владельцев АЗС. Да кого угодно, но только не из-за малоэффективной экономической политики, которую разрабатывают органы исполнительной власти и за которую единогласно голосуют в парламенте, в том самом месте, где дискуссии, как известно, не нужны.
Однако именно в результате тактической политики, где нет места долгосрочным стратегиям, мы получаем те дисбалансы, от которых вот уже примерно в течение полугода население России и независимые игроки топливного рынка пребывают в недоумении и пересчитывают деньги в собственных кошельках.
Начиная с 2014 года правительство делало все возможное, чтобы с точки зрения налоговой нагрузки сделать премиальными поставки на экспорт. Интересно, что каждый раз, когда планировался бюджет на следующий год, поправки в налоговый кодекс предполагали понижение налоговой нагрузки, в частности, снижение акцизов. Однако каждый раз этот план пересматривался, и в итоге мы получали только повышение налоговых ставок. Относительно января 2015 года к январю 2018 года акциз на бензин 5-го класса вырос с 6223 рублей за тонну до 11 213 рублей за тонну, а на дизельное топливо с 3450 рублей за тонну до 7665 рублей за тонну.
Параллельно росла ставка НДПИ. В условиях низкой цены на нефть повышение налоговой нагрузки на внутренний рынок естественным образом увеличивало издержки производства нефтепродуктов для отечественного нефтегаза. Все это сопровождалось традиционными сезонными диспаритетами между оптовой и розничной ценами, поскольку оптовый рынок ценообразуется от биржи: там цена складывается под воздействием факторов спроса и предложения, а розничная — по директивному принципу «инфляция минус».
Накопленный негатив от диспаритета цен и единовременный рост налоговых ставок в ситуации, когда цена на нефть стала расти, а курс рубля благодаря бюджетному правилу уже не корректировался в сторону усиления, привели к стремительному росту цен на розничном рынке нефтепродуктов. В мае-июне 2018 года в целом цены выросли на 10%. Подобный внеплановый, но до боли логичный ценовой скачок, конечно, является результатом экономической политики государства, которое в целом очень любит кнут, но совсем не переносит пряник. А главное, всегда заботится о собственном кармане, вынося за скобки свои же обязательства перед населением.
Маневрировали, да не выманеврировали
В конце мая — начале июня 2018 года правительство разработало комплекс мер по стабилизации ценовой динамики, снизив временно акцизы, но при этом «заморозив» розничные цены. Большинство компетентных экспертов отрасли отмечали тактический характер предпринятых мер и нежелание переходить к стратегическим решениям, которые, однако, в конечном итоге были приняты в виде завершения налогового маневра. Вот только они никоим образом не предусматривали искоренение проблем российского рынка нефтепродуктов, зато были выстроены в русле повышения доходов бюджета, а также снижения зависимости главного финансового документа страны от внешней конъюнктуры.