«По сокровищам можно будет ходить»
Впервые в Россию прибывают 80 античных шедевров из Помпей и Геркуланума. Выставка «Боги, люди, герои» пройдет в Эрмитаже. Одновременно в национальном археологическом музее Неаполя (откуда происходит большая часть помпейских экспонатов) открылась выставка Антонио Кановы, для которой эрмитаж предоставил шедевры из своей коллекции. Об этом совместном проекте «Огоньку» рассказал директор национального археологического музея Неаполя Паоло Джулиерини
— В России любят шутить, что лучшую рекламу античным заповедникам Везувия сделал художник Карл Брюллов. Его полотно «Последний день Помпеи» будило воображение многих поколений моих соотечественников задолго до того, как у них появилась возможность увидеть все своими глазами. Вы, конечно, знаете об этом?
— Да-да, я знаю, и потому, приехав в Санкт-Петербург, я срочно отправился в Русский музей, чтобы увидеть эту потрясающую картину. Для нас, кроме всего прочего, она олицетворяет времена Grand Tour (длительные познавательные поездки по Европе и Италии, в частности по ее южным областям, получившие распространение в XVIII–XIX веках среди высших слоев европейского и американского общества.— «О»). Мы очень ценим интерес русской публики к античным раскопкам в окрестностях Везувия, которые тогда были диковиной.
В Помпеях побывал даже великий князь (Николай Николаевич в 1852 году совершил большую поездку по Италии.— «О»). И в Эрмитаже есть собственная коллекция предметов из этого заповедника, которая будет перекликаться с вновь прибывшими экспонатами.
— И все же выставка шедевров из Помпей проходит в России впервые. Почему это стало возможным только сейчас?
— И правда. Хотя Помпеи вызывают в России большой интерес, никогда раньше выставка из заповедника в Россию не привозилась. И потому три года назад, когда наш музей подписал с Эрмитажем протокол о намерениях, предусматривающий организацию совместной исследовательской работы и совместных культурных, в том числе выставочных, инициатив, сразу возникла идея Помпей. Мы предложили Эрмитажу экспозицию абсолютных шедевров из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического заповедника Помпей.
При этом, поскольку Эрмитаж обладает лучшей в мире коллекцией Антонио Кановы, мы попросили санктпетербургский музей обменяться шедеврами. В результате договорились: мы привозим ценнейшие реликвии, найденные при раскопках античных Помпей, Геркуланума и Стабий, а Эрмитаж дает нам свои скульптурные шедевры Кановы, которого вдохновляли именно находки Помпей и Геркуланума.
Выставка «Канова и античность» в Национальном археологическом музее Неаполя открылась 28 марта, а «Боги, люди, герои» в Эрмитаже открывается 19 апреля. Так что этот двухуровневый и проходящий практически одновременно проект демонстрирует: открытие, которым стали раскопки Помпей и Геркуланума, дало импульс новому направление в искусстве, а именно неоклассицизму, чьим основателем и несравненным выразителем в скульптуре стал Антонио Канова.
— Расскажите, что именно вы привезли в Россию и какие экспонаты самые ценные и интересные.
— В первую очередь я хочу напомнить, что эта выставка — результат совместной работы Национального археологического музея Неаполя и археологического заповедника Помпей. Большая часть экспонатов происходит из музея, но есть и те, что прибудут прямиком из заповедника.
Из наиболее ценных экспонатов я назову Голубую вазу. Выполненная в редкой технике камеи на стекле, эта миниатюрная амфора — один из старейших и ценнейших экспонатов нашего музея. Она была обнаружена при раскопках некрополя Помпей в 1837 году и с тех пор ни разу не покидала Неаполя.
Несомненными шедеврами являются фрески. Назову хотя бы фреску «Зевс на троне» из Дома Диоскуров, «Ахилл и Брисеида» из Дома трагического поэта, «Дионисий и Ариадна» из Дома Золотого Браслета или, например, бюст Юпитера, скульптурная группа ЮноныМинервы.
Как следует из названия выставки, экспонаты распределены по трем тематическим разделам — боги, герои, люди. И если в первых двух собраны в основном фрески и скульптуры, в том числе те, которые я перечислил, третий раздел посвящен повседневной жизни Помпей. Там выставлены предметы обихода, они просто поразили историков, когда этот античный город был открыт. Известно, что многие из них, как, например, Винкельман (Иоганн Винкельман, живший в XVIII веке искусствовед, основоположник современных взглядов на античное искусство.— «О»), привыкли к представлениям об античности, связанным исключительно со скульптурой и фресками, но никак не с ремесленными изделиями. Мы привезли в Эрмитаж многочисленные артефакты такого рода из самых различных материалов — от стекла до бронзы. И, мне кажется, посетителям выставки будет интересно увидеть предметы, которыми жители античных городов пользовались в своей повседневной жизни.
Думаю, экспозиция даст зрителю возможность в полной мере оценить все великолепие этого археологического заповедника.
Кроме того, на выставке будет раздел, рассказывающий об истории раскопок и, главное, о том, какое влияние оказали они на европейскую и, в частности, русскую культуру той эпохи. Ведь раскопки Помпей и Геркуланума повлияли и на украшения дворцов русских вельмож и в Москве, и в Санкт-Петербурге.
— Сейчас в Эрмитаже уже проходит малая, как ее называют, экспозиция из Помпей, что будет с ее экспонатами?
— Эти экспонаты, среди которых такие шедевры, как камея «Вакх и Ариадна» из Археологического заповедника Помпей, фреска «Ахилл на Скиросе» из нашего музея и т.д., войдут в новую экспозицию и переедут вместе с ней в пространство Малого манежа, где будут развернуты «Боги, люди, герои».