Письма
Мы наш, мы новый…
№ 8 Чем был Коминтерн для советской власти и всего мира
Идеи больше нет
Власти рабочих и крестьян не может быть по определению. Но может быть власть рядовых граждан через влияние на управленцев. То, что каждая кухарка должна участвовать в управлении государством, это правильно. Но — путем осознанного выбора своих представителей. Да, в СССР непосредственных выборов фактически не было, но влияние осуществлялось через рядовых партийцев и внутрипартийные демократические механизмы.
«Есть мнение» — была такая формулировка. В армии у нас был замполит, его предложили комсоргом выбрать — начальство предложило. Карьерист, после Суворовского училища, еще и родственник чей-то. А я как рядовой комсомолец не стал за него голосовать. Воздержался от голосования и даже объяснение заготовил: мол, не знаю, кто такой, в роте он недавно и ничем себя не проявил. И они ничего не могли сделать в плане того комсомольского собрания.
Власть ведь всегда номенклатурна. Что здесь, что там, что сейчас, что тогда. Иначе и быть не может в принципе. Вопрос лишь в степени подотчетности номенклатуры гражданам. Советская система с подотчетностью партноменклатуры рядовым коммунистам через систему партийных выборов обеспечивала это. Некоторые историки, вроде того же Млечина, выставляют дело так, как будто кроме партийной верхушки и беспартийного населения в СССР больше никого не было. Но были 17 млн рядовых коммунистов!