Парикмахеры останутся дома
Что делать, чтобы снова стать лучшими в мире, и кто виноват в «немецкой катастрофе 2018 года» — вылете сборной с ЧМ по футболу на стадии группового турнира? От этих двух «проклятых» вопросов немцев не могут отвлечь даже беспорядки на востоке ФРГ
Многие и вовсе объясняют протесты, выплеснувшиеся на улицы в Хемнице, тем, что на эти вопросы нет реальных ответов. И логика тут простая: в плохой игре бундестим (сборной ФРГ) виноваты иностранцы. Их стало слишком много — в команде, как и в стране. Поэтому «бионемцы» (популярный в Германии синоним выражения «этнически чистые немцы») берут власть на улице в свои руки и бьют иностранцев.
Новый поворот теме придала самая тиражная газета Bild, поставив диагноз: «немецкая катастрофа» на ЧМ-2018 вызвана нездоровой атмосферой в команде, игроки которой разбились на два лагеря — «иммигрантов» (Озил, Боатенг, Гюндоган) и «истинных немцев» (Мюллер, Хуммельс, Кросс). «Обе группировки именовали друг друга уничижительными прозвищами. Иммигрантов называли ”канаками“, а немцев — ”картошкой“»,— пишет Bild, возвращая немцев к уже остывшему скандалу, который вспыхнул в начале августа. Тогда, напомним, полузащитник бундестим и английского «Ливерпуля» с турецкими корнями Месут Озил, назначенный по итогам чемпионата козлом отпущения, заявил, что в немецком спорте и вокруг него сильны расистские настроения (см. «Огонек», № 29 за 2018 год).
Скандальная Bild, публикуя «диагноз», ссылается на солидный Spiegel. Он тоже писал о «канаках» и «картошке» (о происхождении прозвищ ниже), хотя подчеркивал: на деле это наименьшая из проблем бундестим, побочное явление, которое существует в любом многонациональном коллективе. Может, Bild случайно фокусирует внимание на вопросе, который не является основным? Вряд ли: речь скорее о попытке «вывести из фокуса» другие объяснения плачевного состояния дел в футболе и обществе.
Месяц назад в разгар дискуссии о расизме в немецком спорте тогдашний главред Spiegel Клаус Бринкбоймер предположил, что «возбуждение ксенофобских настроений и бессмысленные споры о национальной идентичности нужны лишь для того, чтобы отвлечь от сути». А суть в том, что «у кризисов, из которых ФРГ в последнее время не вылезает, есть нечто общее. Еще недавно все уважали Германию, Меркель была лидером Европы, немецкие машины, как и футболисты, были лучшими в мире. Но поднявшись высоко, немцы решили, что надо остановиться, законсервировать все достигнутое. Они боятся, не хотят или не могут ничего менять в своем поведении, своей стратегии, политике. У них пропала жажда приключений и умение работать».