Отработанная модель
Азиатские драконы долго не живут?
Последнее, что нас вроде бы должно интересовать и тем более беспокоить — это появление в Сингапуре новой оппозиционной партии, хотя история забавная. Ключевой персонаж в этой новой партии — брат нынешнего премьер-министра Ли Сянь Луна. Раскол верхушки в лицах.
Но, извините, Сингапур — это ведь если не наше все, то очень серьезный образец для подражания, экономическое и социальное чудо, модель развития. Вплоть до того, что наши не очень грамотные «борцы с коррупцией» призывают всерьез рассмотреть «сингапурский рецепт»: хочешь избавиться от коррупции (если ты национальный лидер) — расстреляй на стадионе уличенных в коррупции друзей. В настоящем Сингапуре ничего подобного, понятное дело, не было как минимум потому, что там нет расстрелов. Хотя коррупция и правда невелика.
Так или иначе, если в Сингапуре начинается нечто невиданное, то очень полезно присмотреться: что с образцовой моделью пошло не так. Или дело не в ней, а в мире в целом?
Итак, был отец — основоположник сингапурского чуда, великий Ли Куан Ю, он стал первым премьер-министром этого небогатого мини-государства в 1959 году, ушел в отставку в 2011-м, оставив развитую, процветающую страну. Умер в 2015-м. Сейчас у власти и во главе бессменно правящей Партии народного действия (ПНД) — его сын Ли Сянь Лун. А второй сын великого Ли, Ли Сянь Ян, поддержал только что созданную Партию прогресса. Брат пошел на брата.
В однопартийном Сингапуре оппозиционные партии всегда были, но без малейшего шанса взять власть. Потому хотя бы, что если ПНД подарила гражданам чудо, то зачем им ее менять.
Впрочем, если речь о непрерывном развитии бешеными темпами, то чудо кончилось. В этом году экономика Сингапура показала квартальный спад в 3,4 процента, хотя за год в целом ожидаются российские параметры роста, между 1 и 2 процентами.
Хотя не так плох был бы и нулевой рост, то есть поддержание того, что было достигнуто с 1965 года: по уровню жизни страна обогнала бывшую колониальную владычицу, Великобританию, еще в 80-е. В общем-то Сингапуру уже не надо никуда расти, все, что надо достигнуто, — так?