Отцвела Советская Беларусь
До Беларуси дошла перестройка. Страна вступила на путь отвержения всего советского, включая и собственного президента. Все это происходит с западной соседкой в момент, когда Россия не первый год примеряет советские винтажные одежды.
Советский порядок, советская экономика с колхозами и сплошными госпредприятиями, советские ценности — «скромно, но без войн и потрясений» — это то, чем торговал Лукашенко и что в первые годы его президентства, особенно на фоне бушующих 90-х в соседних России и Украине, хорошо покупалось белорусскими избирателями. Лукашенко пришел к власти на шесть лет раньше Путина, еще и поэтому к российскому президенту никаких претензий из-за происходившего в вотчине Лукашенко ни у кого нет. Помню вечер во Дворце съездов. Лукашенко и Ельцин на сцене поднимают тост за дружбу, и молодой президент, опустошив бокал шампанского, бросает со сцены хрусталь на пол… «Как скажет Батька, так и будет!» «Батькой» он называл Бориса Николаевича. Рядом со мной женщина из минской делегации пустила слезу: «Навеки, навеки…»
Многие тогда, наверное, почувствовали себя неловко, кажется, Ельцин тоже. Плакать совсем не хотелось, хотелось побыстрее уйти.
Есть там и еще одна очень советская примета — гэбуха, проникшая во все поры общества. Все, кто летал через Минск, подтвердят: в Беларуси самые бдительные пограничники и дотошные таможенники.
Когда четыре года назад в Минске прощались с Пашей Шереметом, очередь людей с цветами растянулась не меньше чем на километр от храма. Люди все подъезжали и подъезжали, и это было удивительно, потому что Паша после посадки в минскую тюрьму уже очень давно в Беларуси присутствовал лишь как блогер, а въезд в нее ему Лукашенко закрыл. Даже мертвого пускать не хотел, но помогли украинские власти.