Осторожное можно
В Иваново завершился новый фестиваль сериалов «Пилот». Обозреватель «Огонька» обнаружил, что сериалы стали смелее высказываться о действительности, впрочем, никогда не переходя красных линий
На международном телерынке сегодня происходят процессы, которые невозможно переоценить. Ведущие телеканалы вроде HBO и интернет-сервисы типа Netflix ставят целью сделать своими абонентами не просто отдельные страны, но всю планету. Денег и рекламы для этого недостаточно — нужна особая драматургия. Поэтому локальные истории становятся глобальными. И вот весь мир вдруг начинает следить за «Фаудой» — сериалом о терроризме, снятом на иврите и арабском языке. Американский онлайн-кинотеатр Netflix вкладывает деньги в драмы из Индии, Южной Кореи и Норвегии. Телеканал HBO рассказывает историю на итальянском языке. Российской индустрии, чтобы развиваться, тоже нужно стать частью глобального рынка, и первые шаги уже заметны. Телесеть Paramount Network заказала сериал на русском языке Андрею Звягинцеву. «Хождение по мукам» НТВ попало в каталог сервиса Netflix, его смогут увидеть 118 млн человек по всему миру. Там же оказался мультсериал «Йоко» от воронежской студии Wizart.
Глобализация рынков — двустороннее движение: «Пилот» представил сериалы, которые смогли локализовать зарубежный опыт. Сериал «Русалка» (кинокомпания «Амедиа продакшн») — адаптация израильского мистического детектива. Криминальная история переплетается со сказкой о русалках, а реализм жизни русской провинции — с метафизикой в духе «Твин-Пикса». В ролях — Петр Федоров и Дарья Мороз. В другом сериале — «Драйв» («Эпик Медиа») с Владимиром Епифанцевым — легко прочитывается генетика американского сериала «Во все тяжкие».
О 1990-х в сериалах еще вспоминают с ностальгией, но чаще со смехом. «90-е. Весело и громко» — это и название музыкальной комедии, которая в этом сезоне выйдет на СТС. Есть ощущение, что зритель устал и от страшилок, хотя бы потому, что эти сюжеты перестали работать как утешительная антитеза сегодняшней действительности. Поэтому новые сериалы о 1990-х — это комедии, преподносящие эпоху перемен как радостный шекспировский балаган. Помимо мюзикла «90-е. Весело и громко» на фестивале пользовался успехом странный фэнтези-детектив «Вампиры». Смириться с серой повседневностью легче, если представить, что вокруг тебя происходит что-то судьбоносное — даже если это борьба светлых и темных магов. Остроумные и в то же время трогательные «Вампиры» паразитируют на ностальгии так, как и положено обаятельным кровососам. Герои бессмертны, поэтому действие переносится то в 1812-й, то в 1945-й. А то обстоятельство, что самый юный вампир — блогер, превращает сериал в трагикомедию о пропасти между поколениями. Не оторваться.