Незримый не бой
В прокат вышел фильм «Прощаться не будем» — об обороне города Калинина в 1941 году. Почему настоящие подвиги не кажутся российскому кинематографу «интересными» и он предпочитает выдумывать альтернативную историю войны, размышляет обозреватель «Огонька»
Оборона города Калинина (ныне Тверь) выглядела примерно так же, как и в других городах в 1941 году и позднее: «ни шагу назад», «держаться», паника и нехватка сил, которые компенсировались ежедневным, будничным героизмом на фронте. Поначалу обороняли город курсанты и составленные из рабочих истребительные отряды. В фильме упоминается 5-я стрелковая дивизия; действительно, дивизия с таким номером потом защищала город. По сложившейся еще в советское время традиции у нас в кино предпочитают называть выдуманные номера соединений, а тут все верно, даже фамилия командира дивизии, так что можно даже похвалить авторов за строгое следование исторической правде. Но на этом похвалы и заканчиваются.
Всем еще памятен фильм «Брестская крепость» (2010) Александра Котта — критики отмечали его достоверность; чуть раньше вышел неплохой белорусский фильм про оборону Могилева «Днепровский рубеж» (2009) Дениса Скворцова. Все фильмы про оборону — что у нас, что в Голливуде — похожи друг на друга, но это неизбежно; война — тоже рутина. Талант авторов состоит в том, чтобы найти в этой рутине что-то важное, актуальное для нас, живущих сегодня. Причем додумывать в таком кино вовсе не возбраняется; вполне возможно — не выходя за рамки исторической достоверности — дополнить реальных героев боев какими-то собирательными персонажами. Но авторы «Прощаться не будем» (режиссер Павел Дроздов) вовсе отказываются от рассказа о действительно героической обороне города, предпочитая рассказывать историю о борьбе спецслужб с врагами внутренними.
В центре повествования — работа управления НКВД города Калинина, которое в тревожной предфронтовой обстановке борется с паникой, диверсантами и шпионами. Мы оказываемся глубоко погружены в работу этой структуры, знакомимся с нехитрым бытом сотрудников, с целыми семьями, где и муж, и жена работают в органах. Мы буквально завтракаем и ужинаем вместе с ними (картошка, капуста, котлета). Погружаемся и в их личную жизнь: «Ты меня бросил!» — «Это после того, что у вас с ним было?..» Герои бесконечно прощаются, обещая при этом «родить сына или дочь», повторяя кодовую фразу: «Прощаться не будем» — чтобы, видимо, оправдать название фильма. Дочь начальника из патриотических соображений не хочет уезжать в эвакуацию; дети добровольно объединяются в отряды помощников НКВД. Кроме того, в фильме еще есть сотрудник органов (Андрей Мерзликин), работающий под прикрытием; для прикрытия у него должность — ни много ни мало — начальника Калининского гарнизона. Наконец, среди чекистов есть еще и настоящий шпион (Егор Бероев).