Неузнаваемо прежний
Летнему саду — 315 лет. Ровесник великого города (разница в год — не в счет!), он разделил с ним его судьбу и мечты.
В октябре, до первого снега, статуи Летнего сада всегда прятали в серые ящики. Были они дощатые, нарочито грубо сделанные, похожие на гробы. Каждый год город с тоской следил за этим скорбным ритуалом, он символизировал конец витального, счастливого. И в этом смысле Летний сад, много раз вольно или невольно менявшийся, все так же отвечал замыслу Петра. Не только любование и отдых, но пища для ума и чувств. Все фонтаны, мраморные фигуры и группы скульптур, расположения и назначения, все, чем наполнили старейший сад императора Петра, в планировании которого он самолично участвовал,— все призвано было символизировать, учить, просвещать
Разные сословия и обитатели разных частей города любили свои парки. Фабричные люди гуляли в Екатерингофском — там цыгане, гармошки, еда и самогонка прямо на траве. Политехники и физики имели свои парки в Лесном, с теннисными кортами и тирами, от Петроградской стороны один шаг до Островов, тут вид на Стрелку, купания, лодки. Город рос и появлялись новые парки — Сосновка, где подростки впервые пробовали принесенное украдкой горячительное. Жители северных районов полюбили новый парк 300-летия Петербурга. Но Летний всегда и во все эпохи был главный сад города.
Свидания испокон веков назначали в излюбленных местах. У сфинксов — очень красиво, можно коротко объясниться, посмотреть на волны Невы, которая в этом месте самая широкая, но гулять невозможно. Спуск к Неве у сфинксов скорее предназначен для последнего объяснения, разрыва отношений. Увидеться у Медного всадника или на Невском означает, что оттуда следует куда-то пройти, в кафе или кинотеатр. Это скорее дружеская или деловая история. А встреча в Летнем саду обещает быть долгой, очень значимой, важной. Заложенный Петром, почти ровесник Петербурга, любимый многими великими, Летний сад пережил со своим городом все возможное и невозможное. У него были друзья и враги. Петр прививал на родной почве любимое голландское. Летний сад — голландское барокко. Летний дворец в голландском стиле, уютный, камерный, цвета орехового пирожного стоит не по центру главной аллеи, как учит французский ленотровский классицизм, а в стороне. Такому саду положено удивлять, иронизировать и поучать.
Петр проводил здесь ассамблеи, затеял лабиринты, в которые запускал подвыпивших гостей — пусть выбираются. Царь был мореплаватель, все его сады и парки выходили к морю или Неве, это их важное отличие. Летний сад, рядом с которым приставали корабли, был сам памятник выигранным сражениям. Потому среди мраморных аллегорий есть и «Ништадский мир». Заказал Петр и фигуры, представлявшие басни Эзопа, да еще и с надписями — гуляющие должны учиться. Сад и учил русских людей европейской символике, эмблематике и мифологии, царь любил и сам объяснять, что и для чего изображено в мраморе. Много позже в Летнем поставят статую дедушки Крылова, он грузно сидит в кресле, и очевидно, что скульптор Клодт больше внимания уделил животным из