«Нельзя лишить права на культуру военными методами»
Неделю назад («Огонек», № 46 за 2020 год) мы рассказали о новом — культурном — фронте карабахского конфликта и о том, что иных защитников, кроме российских миротворцев, у многих бесценных объектов этого края пока не просматривается. Что на кону? «Огонек» поговорил об уникальных раскопках в Тигранакерте, античном городе, который называют «армянской Троей», с его первооткрывателем Гамлетом Петросяном.
Пока политики и дипломаты пытаются просчитать все нюансы урегулирования конфликта, а главное — поддержания хрупкого перемирия в Нагорном Карабахе, мировое научное сообщество спешит с подсчетом древних памятников на спорной территории. А также с поиском форматов, которые дадут им шанс дожить до следующих поколений.
Вопрос этот невероятно чувствительный во многом потому, что речь не только о культурном наследии: любая из древностей — будь то знаменитые кресты-хачкары, выбитые в камне надписи на греческом либо армянском языке или обломки древних крепостей, которые в регионе не раз переходили из рук в руки,— невольно может стать свидетелем в пользу преобладания культуры одной из двух сторон в регионе. Такое положение культурных ценностей, пусть даже покрытых пылью веков, делает их особенно уязвимыми. И если отдельные артефакты еще возможно укрыть от военно-политических конфликтов в музеях и научных лабораториях, то как быть с гораздо менее мобильными монастырями или даже целыми городами?
Что реально грозит сегодня подобным памятникам? В чем уникальность культурного наследия Карабаха и каким образом в современных реалиях ужиться на этой территории наследию христианской и мусульманской культур? Мы обратились за ответами на эти вопросы к доктору исторических наук, профессору Ереванского госуниверситета Гамлету Петросяну — ведущему исследователю одной из главных археологических ценностей Нагорного Карабаха — древнего Тигранакерта.
Но перед разговором — несколько слов об этом легендарном городе, история изучения которого напоминает уравнение с четырьмя неизвестными. Число «четыре» не случайно. Дело в том, что исследователи насчитали именно столько городов, которым древнеармянский царь Тигран II Великий (правил с 95 года до н.э. по 55 год до н.э.) дал свое имя в I веке до н.э., как поступали многие полководцы эллинистического мира вслед за Александром Македонским. Ныне обнаруженный армянскими археологами Тигранакерт считался самым крупным городом провинции Арцах Великой Армении в эллинистический период и просуществовал, если верить летописцам, до XIII–XIV века.
Раскопки начались не раньше 2005 года — в советские годы доступа к территории у армянских исследователей не было, а общепринятой считалась гипотеза, распространенная среди азербайджанских историков (Нагорно-Карабахская автономная область была в составе Азербайджанской ССР). Она гласила: в облике местных археологических древностей читается влияние лишь албанской культуры, поэтому следы армянского прошлого искать в регионе бесполезно. Историко-культурным заповедником и государственным центром территорию Тигранакерта объявили только в 2008 году власти непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, а сама археологическая экспедиция Института археологии и этнографии НАН Армении под руководством профессора Гамлета Петросяна работала здесь с 2005 года.
Список найденных археологами артефактов настолько велик, что, когда профессора Петросяна просят объяснить значимость открытия, для экономии времени он обычно сравнивает его с раскопками легендарной Трои. Курганы, христианские захоронения, церкви, каменные изваяния, выбитые в скалах культовые сооружения, передовые для своего времени военные сооружения — все свидетельствует о сложном и уникальном переплетении древних культур Малой Азии в этом регионе. В конце концов, сам Плутарх называл один из древних Тигранакертов «богатым и красивым городом, где каждый человек был обучен украшать» его.