Создавать свою реальность
Она всегда или почти всегда одета в черное. Черный — любимый цвет ярких, самобытных, независимых людей. Васса такая. Оспаривать общепринятые нормы и создавать свою ДНК — в ее фирменном стиле. А иначе у бренда VASSA&Co не было бы такой успешной истории
Васса, бренду 20 лет в этом году. Верится?
Да, это так. Это уже реальность, я к цифрам никогда не привязывалась и никогда не отмечала юбилеи, потому что осознаю, что в моей системе координат время вообще как-то по-другому течет. Эти 20 лет для меня очень условные, многое из того, что я запланировала для себя, пока еще не сбылось. Единственное, что я понимаю, — только сейчас начинается мой осмысленный, осознанный этап творчества. До этого был поиск. Время, когда мы начинали, было непростым. В России фэшн-индустрии не существовало. Нам пришлось создавать всё с нуля, полный цикл — дизайн-студию, собственное производство, открывать сеть фирменных магазинов VASSA&Co. Мы всегда делали ставку на свою команду, на собственное производство Made in Russia, постоянно внедряли новые технологии, никогда не экономили на сырье и выбирали только лучшие ткани. Были верны своим принципам и продвигали свою минималистичную эстетику дизайна в жизнь.
20 лет назад у тебя были какие-то иллюзии насчет развития бренда в России? И как быстро ты лишилась иллюзий?
Да, у меня были амбициозные планы и иллюзии... Моей мечтой было создать отечественный бренд международного уровня. Марио Бозелли, президент Национальной палаты моды Италии, еще 10 лет назад сказал, что бренд VASSA&Co будет успешно продаваться не только в России, но и за рубежом. Реалии российской действительности диктовали свои условия на протяжении тех лет. Компании пришлось пережить не один экономический кризис. Я не предполагала, что будет так непросто и на протяжении многих лет отечественные бренды не получат никакой поддержки у себя в стране. На Западе совсем другая политика, там в первую очередь поддерживают своих. Я это очень хорошо знаю, потому что долго работала в Нью-Йорке. Кстати, на премии ОK!, где мы были партнерами, Вадим Верник сказал такую фразу: «Мы создаем реальность». Я с ним абсолютно согласна, это мое убеждение. Когда я вернулась работать в Россию, всё было против меня. Я начала создавать свою реальность. Если бы я обращала внимание на политическую, экономическую ситуацию в нашей стране, то ничего бы не получилось.
Получается, любому творчеству нужно не помогать, а мешать? Когда полная свобода, нет строгих запретов, нет границ, — творчества тоже нет.
Это вечный философский вопрос. Ограничения и препятствия в дуальном материальном мире всегда есть и будут. Вопрос в том, насколько они стимулируют художника. В этом смысле для меня хороший пример — голливудский режиссер Расс Мейер. В то время, когда он создавал не-зависимое малобюджетное кино, это был стейтмент. Но когда он получил огромные бюджеты от Голливуда, как художник он себя потерял.