Культура | Наследие
Мускулатура пролетариата
На стадионе «Динамо» близится к завершению масштабная реставрация барельефов скульптора Сергея Меркурова
Никто не верил, что их удастся сохранить. В 2012 году, когда в процессе реконструкции стадиона гигантские барельефы исчезли с его фасадов, «Архнадзор» поместил у себя на сайте почти некролог о смыслах и печальной судьбе этой работы Сергея Меркурова. И вот нечаянная радость: полгода, как прямо внутри еще строящегося стадиона отгородили пространство, провели в него тепло и электричество, и теперь реставрационная мастерская «Наследие» из Санкт-Петербурга под руководством реставратора высшей категории Инны Пчеловой возвращает здесь к жизни гигантскую композицию.
Высота барельефа — 3 метра, общая протяженность всех его частей (2 больших фрагмента — по 11 метров и 4 маленьких — по 3) — 34 метра. На барельефе — 44 фигуры, из которых только одна — женская. Его тематика — спортивно-военная: герои соревнуются в беге, метании молота, стрельбе, скачут на лошадях, играют в футбол.
Возвращение к жизни — совсем не метафора. У памятника сложная судьба. Он создавался в 1930 году, не самое сытное время, скульптор в качестве материала использовал не камень или металл, а армированный цементно-известковый раствор. В 1945-м работу подновили, кое-где замазав поверхность бетоном. К 1990-м годам все это начало разваливаться, обнажившаяся арматура ржавела.
В 2012-м барельефы сняли с 20-метровой высоты, упаковали и отправили на склад Академии художеств. Перевозки не способствовали сохранению фрагментов. Когда специалисты приступили к реставрации, в ящиках они обнаружили 7000 (!) больших и маленьких осколков. То, как сейчас это все складывают, соединяют, демонстрируя нам исходный замысел скульптора, похоже на волшебство.
Если вы думаете, что над историческими кусками колдуют убеленные сединами художники, то это не так. В команде 20 человек, и средний их возраст — 27 лет. Молодые люди хипстерского вида с дредами — наглядный пример преемственности поколений.