Колдовство онлайн
В цифровой век меняется все, кроме человека
Слегка раздражительный, но терпеливый дедушка-астролог исчез. Раньше он в этот сезон всегда сидел на втором этаже исторического Центрального рынка в столице Малайзии Куала-Лумпуре — как заходишь, то сразу налево. Хотя его книжечки с общими предсказаниями на начавшийся год Крысы на месте — на китайском и, если успеешь купить (разбирают!), на английском. Но раньше-то можно было посидеть с ним, позадавать конкретные вопросы, заплатить немало за конкретные ответы… И не так уж он был и стар, чтобы с ним что-то случилось.
Да ничего не случилось, объясняют мне его помощницы (микромагазинчик астролога пока на месте). Просто он ушел в онлайн. Все индивидуальные прогнозы можно сделать по интернету, и еще ведь дешевле будет. Кстати, мастера фэн-шуя тоже туда потихоньку переселяются.
Китайская астрология и фэн-шуй — это уже даже не смежные, а одна профессия. Но если раньше опиралась она на личность мастера, присутствовавшего на месте физически, то теперь это присутствие обязательным не выглядит.
Выясняю, что знаменитая сингапурская команда «Вай фэн-шуй групп» еще три года назад разработала мобильное приложение, и возникла эта идея, когда начали падать продажи ежегодника.
Ежегодник — это толстая и красивая бумажная книга, где расписаны рекомендации астролога на каждый день всем знакам. Для китайского жителя Юго-Восточной Азии покупка такой книги под Новый год была тотальной необходимостью (и неплохим подарком). Нечто похожее, хотя куда короче, печатает и сегодня любая уважающая себя газета в регионе. И понятно, что можно такие тексты, объемом в книгу, найти и в интернете.
Но как насчет интерактивного приложения для смартфона, имитирующего индивидуальную консультацию любого человека с известным астрологом или специалистом по фэн-шую? Ну для начала на такой штуке можно заработать намного больше, чем если будешь давать одну за другой личные консультации. Потому что время оккультиста, даже перед Новым годом и после него,— оно не резиновое.
А для продолжения меняется и стиль жизни клиентуры предсказателей. Вот хотя бы описанная малазийской газетой «Стар» Лим Сюй Вэнь: она финансовый консультант, а жизнь любого финансиста тяжела, у таковых нелимитированное рабочее время, примерно как у астрологов (а не одна ли это и та же профессия?). И замученная Лим была бы и рада пробираться по каждой возникающей проблеме через куала-лумпурские пробки к проверенному специалисту по астрологии, но это просто физически тяжело. А приложение дает возможность задать как бы этому же специалисту любой вопрос и получить мгновенный ответ. За отдельную плату можно заказать особые сервисы.
Когда началась эта деградация волшебства? Давно. Раньше целые семьи собирались у телевизора под Новый год, там шли передачи как с отдельными оккультистами, так и с группами таковых — они еще и ругались между собой, хотя вежливо. Но ведь превращение личного разговора с твоим астрологом в общее для всех телешоу — это уже что-то иное.
Сейчас множество астрологов поняли, что лучший способ рекламы себя — это не телевизор, а YouTube. И ряды их благодаря этому открытию выросли.
Уже в 1990-е годы у астрологов (не только китайских) вдобавок появились тяжеловесные, поначалу зависавшие программы, занятые тупым и тяжелым трудом — вычислениями. Дело в том, что век за веком астрологи проводили дни и недели за нуднейшим занятием — вычислением гороскопа вручную. А тут на экране появляется после несложных комбинаций нечто вроде карты звездного неба, где планеты и звезды соединены линиями разного цвета. Искусство астролога начало вдобавок ко всему состоять еще и в том, чтобы понимать, что эти линии, точки и значки означают.
И если раньше оккультист старался производить впечатление на клиента бумажными свитками с теми же загадочными значками и линиями, то дальше такой эксперт начал производить впечатление, тыкая пальцем в экран компьютера: прогресс оккультизма.
Астрологи перестали быть одиночками. Есть, например, такой малайзийский китаец Луис Ло, компания его называется, в переводе, «Республика фэн-шуя». Себя он называет «консультантом с современным подходом». По сути, он возглавляет сильную команду программистов, человек в 30, которые экспериментируют с контентом — где нужно больше картинок, где пора переключать внимание клиента… И если раньше главным искусством астролога было умение чувствовать клиента, сидевшего напротив, то сейчас больше ценится способность чувствовать большие аудитории с меняющимися вкусами.
Давайте внятно проговорим, почему эта тенденция вызывает большие подозрения. Потому что раньше как было: поднимаешься в башню к астрологу или к специалисту по картам таро. Желательно к женщине странной и зловещей внешности. И вот она смотрит на вытащенные вами карты, видит карту «смерть», говорит, что это пустяки — это не та смерть, о которой вы думаете, а затем замирает перед последней картой, на которую наткнулись ваши дрожащие пальцы,— и падает в обморок.
Сколько хороших фильмов снято с такими сценами. А что теперь снимать? Человек со смартфоном запускает на бегу программу по таро, читает обтекаемый, составленный компьютером текст, натыкается на уличный мусорный бак и нехорошо ругается: так, что ли?
Волшебник — это посредник между человеком и миром духов и прочих великих предков, и посредник этот должен физически наличествовать, находиться с вами в каких-то личных отношениях или делать вид, что находится. Это советчик, наставник. Он может быть служителем какой-то религии или, наоборот, помещаться за ее пределами — неважно. Но быть человеком.
А волшебство онлайн — это, получается, сбылась мечта темного властелина Саурона. Ты надеваешь кольцо и переселяешься в мир фантомов, из которого неизвестно еще, выйдешь ли. С кем ты там общаешься, кто объясняет тебе, в каких ты отношениях будешь с крысой, да еще в «двойной високосный» (по лунному календарю) год, да еще с учетом того, что такой год — начало нового звериного цикла… а непонятно: ты в мире призраков-назгулов. Человеческое, теплое, настоящее — оно ушло.
А осталось что? Страх перед будущим, вот хоть перед уханьским вирусом, который угрожает если не здоровью, то курсу акций, курсу валют… а что вы хотите, если не будет 160 млн китайских туристов в год по всему миру? Хотя американцы с их статистически не менее «смертельным» гриппом ездят по всей планете и респираторов не надевают.
Человеческая сущность — дико живучая штука. И лично, и через интернет вам объяснят, что суть фэн-шуя — это не просто «гармонизация потоков энергии», а умение жить в окружающей среде так, чтобы вписываться в нее, не вредя самой среде и людям вокруг. Можно это называть оккультной наукой или древней философией, так же можно относиться к шествию зверей из лунного календаря, но суть дела остается неизменной. А именно: человек боится, но одновременно и верит в добро, собственные силы и способности быть хозяином своего будущего. Даже если об этом будущем рассказывают призрачные персонажи онлайн.
Контекст: Судьба на каждый день
Всплеск интереса к потустороннему эксперты уверенно связывают не столько со спросом на чудеса, сколько с особенностями поколения миллениалов. Хотя в трактовке самих особенностей расходятся
Откуда спрос?
Модный американский еженедельник The New Yorker объясняет спрос на астрологию тем, что родившиеся в 1980-х — 1990-х годах не видят противоречий между верой в науку и гаданием по звездам и таким способом изучают мир. Журнал The Atlantic, напротив, ссылается на исследование, согласно которому миллениалы бегут в астрологию от стресса: они, оказывается, переживают его куда больше, чем представители других поколений, вот и спасаются в астрологии от эмоционального напряжения. Говорят даже о том, что астрология — своего рода замена религии: мол, настоящая вера — это усилие, а тут можно верить без душевных затрат. Да еще и объединиться в некое сообщество по интересу. Есть и более экзотические версии. Например, что «персонализированный гороскоп — это своего рода селфи»: 20–30-летним свойствен нарциссизм, отсюда запрос на каждодневные рассылки, которые составляются алгоритмами специально для тебя любимого. Потом с умным видом можно открывать астрологическое приложение и на любую неудобную просьбу отвечать: «Прости, брат, не могу, лунная фаза не та». Какая бы из этих версий ни была ближе к истине, ясно: едва астрология и прочие оккультные экзерсисы перекочевали в Сеть, они как нельзя лучше подошли «поколению интернета». В тех же США, по данным исследовательской фирмы IBISWorld, только за 2018-й было потрачено 2,2 трлн долларов на «мистические услуги». На востоке, надо думать, цифры не меньше.
Как колдонуть онлайн?
Сегодня в арсенале у каждой «потомственной ведуньи» свой сайт с современным дизайном и соцсети в ассортименте. Но для утоления повседневного «астрологического голода» вступать в сетевой контакт с колдунами и гадалками не обязательно: можно просто зайти в тематические мобильные приложения, бурно развивающиеся с начала 2010-х. Одно из самых популярных (статистика аналитической фирмы Sensor Tower) — Co-Star: лишь в декабре 2019-го его по миру скачали 500 тысяч раз, а разработчик заработал за месяц 30 тысяч долларов. Co-Star предлагает пользователям «суперперсонализированный» гороскоп на основе даты, места и времени рождения. Приложение сотрудничает с NASA: космическое ведомство США предоставляет Co-Star данные о движении планет. По сути, эта программа — уже соцсеть с астрологическим уклоном: можно добавлять друзей, анализировать их гороскопы, проверять на совместимость… И подобных онлайн-приложений — пруд пруди: по данным того же Sensor Tower, они занимают уверенные позиции в разделе «стиль жизни». Например, приложением Astrology & Palmistry Coach (оно позволяет даже отсканировать линии ладоней!) пользуются свыше 20 млн человек. А его русскоязычная версия под названием «Астрология и хиромантия» первую неделю февраля была в топе программ по скачиванию на «Айфоны».
А что у нас?
В 2016 году ВЦИОМ провел опрос, который показал, что треть россиян в колдовство верит. При этом больше склонны считать магию реальностью женщины (42%) и люди в возрасте 45–59 лет (42%). Какие уж тут миллениалы! Опрос, правда, выявил и другую особенность: общение с колдунами наши соотечественники считают мерой, скорее, вынужденной. Большинство респондентов (27%) отметили, что обращаются к магам в крайне затруднительной и безвыходной ситуации, 8% — что называется, по болезни.
Фото: Lightrocket / Getty Images, Age / Eastnews
Подготовила Валерия Ошеева
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl