«Как можно вечером петь в церкви, а утром на „Мосфильме“?»
Государственная академическая хоровая капелла им. Юрлова отмечает столетний юбилей. «Огонек» поговорил с руководителем и главным дирижером капеллы Геннадием Дмитряком
Если говорить точно, 100 лет назад капелла была национализирована советской властью. А до этого, с 1900 года, в Москве был известен церковный хор регента Ивана Юхова, певший в московских храмах. Фактически же хор возник одновременно с «Огоньком». Юхов, крестьянин, окончивший Синодальное училище и ставший регентом, вначале организовал в подмосковном Щелкове семейный ансамбль. Потом к кружку присоединились рабочие Мытищинского машиностроительного завода. Коллектив стал так популярен, что его приглашали участвовать в театральных постановках, с ним выступали выдающиеся певцы Антонина Нежданова и Василий Петров. А исполнение Девятой симфонии Бетховена (с хором «Обнимитесь, миллионы») стало событием музыкальной жизни дореволюционной Москвы. Сегодня капелла встречает юбилей в ранге национального достояния.
— Кому в 1919 году, в разгар Гражданской войны, оказался нужен церковный хор Ивана Юхова?
— История загадочная. Нам не удалось найти документ, подтверждающий факт национализации хора. Но обнаружили первую зарплатную ведомость, датированную 1 января 1919 года, по которой артистам выплатили зарплату. И назывался хор уже «Первым государственным». Есть легенда: якобы Ленин услышал, как хор Юхова пел революционные песни, и сказал: вот как надо это исполнять. Подтвердить этот факт, разумеется, невозможно. Но должен заметить, что одновременно с нашим хором был создан Оркестр русских народных инструментов (позднее ему было присвоено имя Николая Осипова) и Большой драматический театр в Петрограде. Думаю, к этим событиям приложил руку нарком просвещения Луначарский.
— В 30-е годы хор Юхова (его по-прежнему так называли) озвучивал советские фильмы «Цирк», «Веселые ребята» и другие. Как можно одновременно исполнять духовную музыку и марши Дунаевского?
— Да, на первый взгляд трудно представить, как можно вечером петь в церкви, а утром на «Мосфильме» записывать «Широка страна моя родная». Но проблемы здесь нет. Профессиональный музыкант должен уметь работать во всех жанрах. У нас и сегодня в репертуаре есть и «Всенощное бдение» Рахманинова, вершина русской духовной музыки, и все четыре оратории «Страстей» Баха (по Матфею, по Иоанну, по Марку и по Луке), и его же «Высокая месса», и реквиемы Моцарта, Брамса, Верди, Бриттена… Для нашего хора писали музыку Шостакович и Свиридов, который дружил с Юрловым. И мы, так же как в 30-е годы, записываем музыку к кино, например к первой версии фильма «Экипаж»… У нас есть и рок-оперы, например «Парфюмер» Игоря Демарина. Поем мюзиклы Эндрю Уэббера. Поем на разных языках — русском, английском, немецком, латыни, а потом опять на старославянском. И, конечно, русские народные песни. Нет, я здесь не вижу никаких ограничений. 12 февраля в Большом зале Московской консерватории состоится юбилейный концерт нашей капеллы. В первом отделении прозвучат сочинения Генделя, Элгара, Бриттена, Пендерецкого,