Хорошо, но Мао
Китаю следует опасаться только самого себя
Отгремел юбилей: открытие самого большого в мире аэропорта в Пекине, громоподобный военный парад на площади Тяньаньмэнь. Восторги по поводу невиданных в мировой истории достижений — обретение статуса одной из двух первых экономик мира, первой страны по объему торговли, первого обладателя запасов иностранной валюты, второго в мире инвестора в экономики других стран и так далее. Так выглядел праздник 70-летия со дня образования Китайской Народной Республики (1 октября 1949 года).
И возникает естественный вопрос: если у Китая все так хорошо, то что же у него плохо? А точнее, что может подорвать эту державу в обозримый период — США с их якобы торговой войной? Вряд ли, таким путем сегодня можно разве что замедлить развитие Китая и оттянуть момент, когда он будет уже по всем показателям первый в мире (причем самой Америке и ее экономике этой «войны на сдерживание» Китая мало не покажется). Что касается чисто военной неуязвимости, то тут все предельно ясно: благодаря решению России КНР в обозримый период окажется одной из трех мировых держав, у которой есть своя система предупреждения о ракетном нападении.
В итоге получается, что лишить эту страну великого будущего может лишь… сам Китай. Как? Американские исследователи, которые тоже не очень верят, что США могут «сдержать» эту страну, начинают разбираться с внутренними «линиями разлома», пытаются обрисовать одну из заметных, но еще не получившую твердого названия тенденций. Кто-то ставит вопрос так (цитирую заголовок в журнале Foreign Affairs): «Без демократии Китай дальше не пойдет — Пекин не сможет соревноваться с Вашингтоном, не разобравшись с собственным народом». Кто-то, в том же журнале, обходится без этих устаревших схем и иллюзий по поводу демократии и пытается понять: а нет ли в нынешней внутренней политике страны чего-то до боли знакомого. И тут у очередной статьи там же появляется хороший заголовок: «Неомаоистский момент».
Вот слово и сказано. И не в одной только статье. Давайте посмотрим на книгу-событие, только что вышедшую в Оксфордском университете (Великобритания): «Возвращение радикализма и воскрешение Мао Цзэдуна», автор — американец Джуд Бланшет, который исследует фактор этой угрозы, называя ее так же — «неомаоизмом». Бланшет вообще-то не совсем ученый, он практик, трудится в компании, оценивающей глобальные коммерческие риски, и постоянно общается с множеством китайцев. Соответственно, заслуга публикации не в каких-то глубоких выводах,