Грани сосуществования
В Ереване завершился 16-й ежегодный кинофестиваль «Золотой абрикос». «Огонек» в своем репортаже сосредоточился на картинах из Закавказья и с Ближнего Востока, чтобы понять, какие темы волнуют наших соседей.
Важно отметить: «Золотой абрикос» — фестиваль ни в коем случае не региональный. Его программа выстроена в том числе и так, чтобы превратить Ереван в горячее туристическое направление для синефилов. Потому что каждое лето здесь можно увидеть важные фильмы из Канна, Берлина, Венеции и Торонто, причем часть из них еще не добралась до России.
В этом году фестиваль открылся показом «Паразитов» — южнокорейского победителя Канна-2019, предупреждающего о том, что социальное расслоение в современном мире не остановит и великий потоп. Следом шла российская «Дылда» из каннского «Особого взгляда» — редкий фильм о Великой Отечественной войне, в котором не прозвучит ни один выстрел и который сфокусирован на женских судьбах. Другие гости из Канна — провокационный «Портрет девушки в огне» (классический любовный роман, но без мужчин), «Мертвые не умирают» (очередной белый стих от великого Джима Джармуша). Из холодного и серого Берлина в раскаленный розовый Ереван удалось привезти такие фильмы, как «По воле Божьей» (драму о сексуальном скандале в католической церкви от Франсуа Озона), «Бог существует, ее имя — Петруния» (феминистское кино с Балкан!) и «Антология города призраков». Последний — история о мертвецах, которые воскресли и обнаружили, что в их домах поселились живые. Из Венеции в Ереван прибыл фильм «Человек, который удивил всех» — российская драма, в которой герой Евгения Цыганова надевает красное платье, чтобы перехитрить смерть.
Но настоящая причина ехать в Ереван — это недоступные нигде больше фильмы из Армении, Грузии, Азербайджана, Турции и Ирана. Только здесь их можно сравнить с российским и европейским кино — и удивиться тому, насколько взаимосвязаны разные кинематографические культуры. В той же канадской «Антологии города призраков» есть сцены, вдохновленные сюрреализмом Параджанова. А часть армянских и один азербайджанский фильм в программе произведены в сотрудничестве с Россией — и тесно связаны с нашей историей.