Правооблагатели

Как некоммерческая организация Никиты Михалкова добывает немалые деньги

ОгонёкБизнес

Правооблагатели

Александр Трушин

Авторским правам нужны не вольные трактовки, а четкие рамки. Фото Александр Петросян

В стране обнаружилась новая напасть: с недавних пор прежде не известная широкой публике некоммерческая организация парализует работу издательств, дистрибуторов и продавцов книжной продукции, угрожая судебными преследованиями и штрафными санкциями за «нарушения» авторских прав художников и скульпторов, изображения произведений которых попали на фото и сувениры, в книги, буклеты, путеводители. Претензии с лукавыми формулировками и угрозами миллионных исков венчают «компромиссные предложения»: не доводить дело до суда и оперативно «договориться» — за скромную (в несколько десятков тысяч рублей) сумму отступных, которые следует внести на счет организации. «Огонек» разбирался, откуда пришла беда, и прошел по всей цепочке, выстроенной предприимчивыми борцами за чужие права и денежные знаки.

Город Екатеринбург взбудоражен. 25 июня в Арбитражном суде Свердловской области начался процесс по иску Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) против издательства, выпустившего путеводитель «Екатеринбург и окрестности». В этом издании были опубликованы фотографии памятников писателю Дмитрию Мамину-Сибиряку и основателям города Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. На основании якобы имеющихся у ассоциации договоров с наследницей автора памятника Мамину-Сибиряку Андрея Антонова и автора второго памятника Петра Чусовитина УПРАВИС требует взыскать с издательства 40 тысяч рублей за публикацию фото без согласия правообладателей. Исковая сумма для издательства вроде бы небольшая. Но дело оказалось настолько сложным, что суд для выяснения всех возможных трактовок законодательства отложил следующее заседание до 25 июля.

Ольга Чернова, директор екатеринбургского издательского дома «Вест Хэнд», выпустившего путеводитель «Екатеринбург и окрестности», тяжело вздыхает: «Ну вот, и до нас добрались. Какие-то варвары пришли в наш город. Агенты этого УПРАВИСа ходят по магазинам, выясняют, где что продается. У нас к прошлогоднему чемпионату мира по футболу много было выпущено сувенирки. Всех забросали штрафными требованиями, многие, не вникая в суть претензий, платят, уже несколько уральских малых предприятий прогорели».

Для УПРАВИСа, говорят местные юристы, Екатеринбург сродни полигону — здесь «обкатываются» варианты отжима денег за «прегрешения» по части авторских прав, которые потом (такое создается впечатление) тиражируются по просторам Отечества. Некоторое время назад в том же суде рассматривалось дело против кондитерской фабрики, выпустившей к чемпионату мира конфеты с изображением того же памятника основателям города (автор скульптор Чусовитин) на коробке. Суд удовлетворил иск, посчитав это рекламой, хотя во много раз снизил обозначенную в иске штрафную сумму — с 1 млн 300 тысяч до 70 тысяч рублей. УПРАВИС, не удовлетворенный решением суда, подал апелляцию во вторую инстанцию. Туда же отправила свою апелляционную жалобу администрация Екатеринбурга, вызванная в суд в числе третьих лиц и считающая, что дело должно рассматриваться по статье 1276 пункт 2, в котором допускается свободное использование произведений садово-паркового искусства. Кондитеры апелляцию не подавали, но пребывают в шоке до сих пор: как же так, речь же о городской достопримечательности, к тому же известно, что скульптор создал памятник в 1998 году, победив в конкурсе, проводившемся администрацией города, получил полное вознаграждение за работу, а сама работа с тех пор — городское имущество. Но суд кондитерам не внял, и теперь вот на кону путеводитель. В местной прессе пишут, что на этот раз спор фактически идет о возможности публикаций фотографий городских памятников, расположенных в общедоступных местах. Если УПРАВИС этот процесс выиграет, возможен судебный прецедент. И тогда прежде неведомая широкой публике Ассоциация правообладателей получит возможность ссылаться на него всякий раз, когда нацелится брать деньги с тех, кто сфотографирует, опубликует и продаст фотографии памятников. Ответчики намерены бороться во всех инстанциях и пытаются подать встречный иск против Ассоциации правообладателей. Но на всякий случай заклеили бумажными полосками спорные фотографии в путеводителе.

Вертикаль претензий

Взбудоражен не только Екатеринбург. В начале июля Объединенный центр «Московский дом книги» получил претензию УПРАВИСа. В ней говорится, что магазин «осуществил распространение путем продажи печатных изданий, в которых использованы произведения авторов, исключительными авторскими правами на произведения которых на территории Российской Федерации управляет УПРАВИС» (стилистика сохранена). В частности, речь идет о работах Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Константина Юона, Таира Салахова, Александра Дейнеки, опубликованных в 3-м и 4-м номерах журнала «Русское искусство», а также о памятнике Салавату Юлаеву в путеводителе «Урал. Современный путеводитель» и уже упоминавшемся памятнике основателям Екатеринбурга и скульптуре «Горожане» Андрея Антонова в путеводителе «Екатеринбург и окрестности». УПРАВИС считает, что вправе требовать от магазина компенсации от 10 тысяч до 5 млн рублей. Но предлагает «в досудебном порядке» выплатить ему по 20 тысяч рублей за каждый из четырех случаев «незаконного распространения» изображений на «контрафактных носителях» — всего 80 тысяч рублей. А также возместить расходы на приобретение этих изданий в данном магазине в сумме 2761 рубль. К претензии приложен чек магазина «Московский дом книги» на 2763 рубля — на эту сумму заместитель директора УПРАВИСа Олег Патрин, по доверенности, подписанной директором Эриком ВальдесМартинесом, купил четыре вышеупомянутых издания (два рубля разницы между чеком и суммой, указанной в претензии, конечно, мелкая деталь, надо полагать, это стоимость пластикового пакета на кассе).

Юрист Объединенного центра «Московский дом книги» Артем Редько рассказал «Огоньку»: «Эта претензия нас очень удивила. Поведение УПРАВИСа не могу охарактеризовать иначе как скандальное. Я знаю, что эта организация существует официально. Но законность их действий вызывает сомнения. Если УПРАВИС защищает права авторов, то, предъявляя претензии, должен представить документы, на основании которых он это делает. Но они предлагают приехать к ним в офис для ознакомления с якобы имеющимися у них договорами. Это уже нарушение норм деловой этики». На вопрос, почему УПРАВИС предъявил претензию магазину, а не издателям, Артем Редько ответил: «К сожалению, у нас уже сложилась такая порочная судебная практика. В статье 1270 Гражданского кодекса говорится об исключительном праве использования произведений, но там все смешано — и изготовление, и распространение. За один и тот же случай могут привлекать всех, и виноватых, и не виновных. Думаю, надо внести ясность в законодательство, кто и за что несет ответственность».

Московский дом книги предоставил редакции свой ответ на претензию УПРАВИСа. В нем, в частности, говорится: «По смыслу действующего гражданского законодательства (ст. 1272 ГК РФ), если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. То есть указанные в претензии действия не порождают противоправности в отношении правообладателя». Вопрос о контрафактности, говорится в ответе, в соответствии с постановлением пленума Верховного суда от 19 июня 2006 года, может быть решен только судом.

Ответ аргументированный. Каков будет следующий заход борцов за авторские права и денежные знаки, не ясно. Однако (от греха подальше?) Московский дом книги снял с реализации указанные в претензии издания. При этом Московский дом книги переслал претензию дистрибутору, поставившему в магазин путеводитель «Урал. Современный путеводитель», а оттуда претензия поступила в московское издательство «Пресс Код». Генеральный директор издательства Алексей Литвинов сказал «Огоньку»: «Претензия очень странная. Памятник Салавату Юлаеву в Уфе стоит в открытом доступе на берегу реки Белая с 1967 года. В 1970 году скульптор Сосланбек Тавасиев получил за него Государственную премию СССР. Мы купили фото памятника у фотобанка „Шаттерсток“. Фотобанк обладает всеми правами на эту фотографию. Мы полностью оплатили ее по договору. И я не понимаю, как можно фотографам запретить снимать памятник, стоящий в открытом доступе. Если мы пойдем по этому пути, то скоро вообще нельзя будет фотографировать памятники и публиковать эти фото в печати».

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь на фоне Жизнь на фоне

Чернобыль: что осталось за рамками нашумевшего сериала

Огонёк, июль'19
Интим предлагать Интим предлагать

Всё новое, странное и классное из мира секса, о чем узнал за месяц Cosmo

Cosmopolitan, август'19
Десерт из кошмаров Десерт из кошмаров

Джалло — итальянское ноу-хау, придуманное в 60-х годах прошлого века

Elle, август'19
Вы уволены! Вы уволены!

Потеря работы сильно бьет не только по кошельку, но и по самооценке

Лиза, июль'19
Дроны в погоне за картой Дроны в погоне за картой

Человечество до сих пор не составило полную карту своей собственной планеты

Популярная механика, август'19
Нефтяники делают скидку по «Дружбе» Нефтяники делают скидку по «Дружбе»

Какие убытки несут российские компании из-за поставок загрязненного топлива

РБК, июль'19
Со всеми остановками Со всеми остановками

Психологи объясняют, как сделать возможной желанную встречу

Psychologies, август'19
Срывает резьбу Срывает резьбу

Дипломатия ультиматумов Трампа оказалась контрпродуктивной в отношении Турции

Эксперт, июль'19
Остаться в живых Остаться в живых

Механизмы нынешней демографической политики не работают

Эксперт, июль'19
Как в кино Как в кино

Смелые англичане Дик и Энджел реставрируют собственный средневековый замок

Seasons of life, май'19
Гид по носкам Гид по носкам

Рассказываем, какие носки лучше надеть

GQ, июль'19
Что такое яхтенные экспедиции и как выглядит La Datcha Олега Тинькова Что такое яхтенные экспедиции и как выглядит La Datcha Олега Тинькова

Будущей осенью на выставке яхт в Монако представят яхту-эксплорер Олега Тинькова

РБК, июль'19
«Здорова ли канцлер, чтобы продолжать?» «Здорова ли канцлер, чтобы продолжать?»

Западные СМИ — о дрожи Ангелы Меркель

РБК, июль'19
Психолог — о том, как научиться принимать свое тело Психолог — о том, как научиться принимать свое тело

Что именно стоит понимать под бодипозитивом и как найти поддержку у окружающих

РБК, июль'19
Пластический хирург показала, как старели бы знаменитости, будь они простыми людьми Пластический хирург показала, как старели бы знаменитости, будь они простыми людьми

На фоне успехов современной косметологии выглядеть так они будут лет через 150!

Maxim, июль'19
Горячая тема Горячая тема

Самые интересные вопросы о защите от солнца

Grazia, июль'19
Зачем слушать аудиосериал «Пост» Дмитрия Глуховского? Зачем слушать аудиосериал «Пост» Дмитрия Глуховского?

Дмитрий Глуховский рассуждает о грехах и учится быть диктором

GQ, июль'19
Что нужно знать о здоровье груди? Что нужно знать о здоровье груди?

Действительно ли пластика груди провоцирует рак и надо ли лечить кисты

Домашний Очаг, июль'19
5 японских правил питания 5 японских правил питания

Что японцы едят на самом деле и как они это делают

Psychologies, июль'19
Один Байрон: «Русский театр – лучший в мире» Один Байрон: «Русский театр – лучший в мире»

Один Байрон рассказал, страшно ли жить в России после каминг-аута

Grazia, июль'19
По правде говоря По правде говоря

10 заблуждений об увеличении груди, подтяжке лица и осложнениях после операций

Собака.ru, июль'19
Арктическая пятилетка сжалась до года Арктическая пятилетка сжалась до года

Минтранс изменил график роста грузопотока Северного морского пути

РБК, июль'19
Холодный фронт Холодный фронт

В основу проекта легло соединение современных и классических подходов

SALON-Interior, июль'19
«Вообще-то мне больше по душе вампиры» «Вообще-то мне больше по душе вампиры»

В июле в российский прокат выходит комедия Джима Джармуша «Мертвые не умирают»

Огонёк, июль'19
Евгений Цыганов: «Я проверяю жизнь на гибкость, на размах, на возможности» Евгений Цыганов: «Я проверяю жизнь на гибкость, на размах, на возможности»

В авторской рубрике "Раздевал" вызываем очередного героя Men's Health

Men’s Health, июль'19
«Бедность — угроза качеству экономического роста» «Бедность — угроза качеству экономического роста»

Лилия Овчарова о том, что будет с нашей экономикой, если с бедностью не бороться

Эксперт, июль'19
Голова из телевизора Голова из телевизора

Интервью с владелицей телеканала «Дождь» Натальей Синдеевой

Tatler, август'19
Мы живем в перевернутом мире Мы живем в перевернутом мире

Главные оракулы российского искусства AES+F определяют дух времени

Собака.ru, июль'19
На турецком берегу На турецком берегу

Хочешь поехать в Турцию, но не знаешь, какой курорт выбрать?

Лиза, август'19
Как Woodstock в 1969 году стал символом поколения «секса, наркотиков и рок-н-ролла»? Как Woodstock в 1969 году стал символом поколения «секса, наркотиков и рок-н-ролла»?

Трехдневный фестиваль Woodstock, собравший около полумиллиона зрителей

GQ, июль'19