Только ценный мех
Мало найдется тактильных ощущений столь же приятных, как поглаживание и расчесывание гладкой, густой шерсти.
Многие приматы проводят за взаимным грумингом большую часть дня. Это наслаждение знакомо и людям: в конце концов, наши предки потеряли волосяной покров не так давно. Не полностью исчезли и связанные с ним древние привычки, характерные для всего класса млекопитающих. Шерсть — почти такой же важный его признак, как вскармливание детенышей молоком.
1 Вибриссы кошек
Длинные, роскошные усы кошек, способные воспринимать тончайшие колебания воздуха, позволяют не сталкиваться с препятствиями даже в полной темноте. Скорее всего, именно эта функция была для волос первичной: миллионы лет млекопитающие развивались как ночные животные и старались проявлять активность тогда, когда ослабевала хватка доминировавших на планете динозавров. Ориентироваться при слабом освещении и в тесном пространстве лесов помогали длинные отростки, вибриссы. Их производили клетки кожи, окруженные чувствительными нейронами.
С мозгом вибриссы связывает тройничный нерв, выходящий из черепа сквозь небольшое отверстие. У рептилий, не имеющих таких отростков, оно находится ближе к ноздрям, а у млекопитающих — ближе к глазницам. Это отверстие начало смещаться еще у предшественников млекопитающих, поэтому возможно, что чувствительные волосы появились у звероподобных предков, таких как цинодонты.
2Волоски зебры
Говоря «шерсть», мы обычно имеем в виду ее верхний ярус, видимые со стороны покровные волосы — сравнительно толстые, длинные и, как правило, прямые. К основанию этих волос подходят мускулы, способные приподнимать их на холоде или в случае опасности, превращая животное в пушистый шар. Такой рефлекс сохранился и у нас, хотя в отсутствие густой шерсти на теле он проявляется в виде точек гусиной кожи.
Покровные волосы защищают кожу от механических повреждений, а покровительственная или камуфляжная окраска делает животное менее заметным для хищников или для добычи. Характерные для зебр белые полоски на черном фоне снижают их привлекательность для крылатых паразитов, африканских слепней и мух цеце. Еще ярче защитная функция проявляется у некоторых видоизмененных покровных волос, таких как иглы дикобразов и ежей.