Государственное звучание
Гала-концертами в Москве и Санкт-Петербурге завершился XVI Международный конкурс им. П.И. Чайковского. Многие решения жюри, как и в советские годы, кажутся продиктованными не художественными резонами, а дипломатией.
Любимое дитя хрущевской оттепели, основанный в 1958 году конкурс имени Чайковского изначально претендовал на роль ключевого музыкального института Советского Союза. Его масштаб, а также заданная им планка преследовали сразу несколько политических целей: с одной стороны, каждые четыре года конкурс демонстрировал всю трансконтинентальную мощь отечественной исполнительской школы, в послевоенные десятилетия и впрямь переживавшей свой золотой век. Одновременно за конкурсом была закреплена важнейшая дипломатическая миссия оазиса либерализма и свободомыслия: проходивший неподалеку от Красной площади турнир, в котором лучшие музыканты планеты соревновались друг с другом, а граждане одной шестой части суши и иностранцы были уравнены в правах, транслировал образ СССР как пространства плюрализма и свободы выбора, территории, где жесткие идеологические границы отсутствуют, а географические — преодолимы. Генетика конкурса имени Чайковского неразрывно связана с советским мифом, так что вскоре после падения империи пришел в негодность и ее культурный фасад: в лихие 1990-е конкурс погряз в коррупционных скандалах и навсегда, казалось, утратил былое международное реноме.
О политическом потенциале бренда Tchaikovsky власть вспомнила только десять лет назад. Предложив Валерию Гергиеву провести перезагрузку конкурса аккурат накануне 2010-х, руководство страны как будто предчувствовало, что очень скоро России вновь понадобится мощный инструмент культурной дипломатии. На восстановление репутации почтенного института в глазах мирового профессионального сообщества ушло шесть лет: если дебютный для команды Гергиева конкурс 2011 года вышел полуудачей, то успех четырехлетней давности превзошел все ожидания — гигантская конкурсная машина работала как часы, впервые за несколько десятилетий показывавшие точное музыкальное время. Добиться этого, конечно, было бы невозможно без колоссального административного ресурса — в плане господдержки у конкурса имени Чайковского на сегодняшний день действительно нет равных: на пару с худруком Мариинского театра в оргкомитете председательствует вице-премьер Ольга Голодец, а в начале июня конкурс даже удостоился отдельной президентской директивы, избавившей иностранных членов жюри от утомительной необходимости получать