Друга заказывали?
Цифровая среда изменила отношение людей к дружбе, заявляют авторы международного исследования. Как дружат в эпоху высоких технологий и кто на этом зарабатывает, разбирался «Огонек».
Не с кем поговорить или не хочется делиться переживаниями с близкими и друзьями? Деликатная проблема? Обязательно выслушаю, могу просто послушать. На любые темы. Все строго конфиденциально»,— обещает одно из шести сотен (!) предложений на популярном российском сайте объявлений.
Услуга, которая представлена и на других подобных онлайн-сервисах, называется по-разному: «друг на час», «собеседник на час», «товарищ на час» и даже — с дополнительной опцией — «собутыльник на час». Ценник варьируется от символической суммы в 1 рубль (на «друга», готового «подставить мужское плечо, если нужно поплакаться») до 3 тысяч рублей и выше. Средняя ставка, впрочем,— 500–1000 рублей. Хотя встречаются и опция «цена по запросу», и маркетинговые уловки вроде «душевного друга на час».
У потенциального клиента «деликатной» услуги широкие возможности — выбрать «друга» можно по фото, описанию или доступности к ближайшей от дома станции метро. География не ограничивается Москвой, представлены «друзья на час» и из других городов и регионов страны, хотя «ассортимент» в провинции меньше. В электронном «каталоге друзей» примерно поровну мужчин и женщин, больше молодых и среднего возраста, но и старшее поколение при желании найдет в нем ровесников. Продолжительность встречи тоже можно выбирать, пусть в названии и указано «на час»,— от 30 минут и больше. Как и способ коммуникации — онлайн и офлайн, который обойдется дороже.
В беседе с «Огоньком» Константин с геометкой станции метро «Площадь Ильича» рассказал, что занимается почасовой «дружбой» в свободное время от основной работы и не против, если беседа перейдет в свидание, поэтому отвечает на запросы лишь от девушек («моя версия Tinder»,— замечает он). Оксана с «Таганской»-кольцевой говорит, что заработать так можно в лучшем случае на кофе с круассаном, для нее это скорее социальный эксперимент — расширить круг знакомств, правда, обращаются пока только мужчины постарше. Дмитрий «Китай-город» признается, что разместил объявление ради шутки, но на одну такую встречу согласился, только клиент в последний момент «слился, хотя на карту 300 рублей перевел, это предоплата».
Оценить масштаб явления непросто, как и составить портрет пользователя услуги, так как почасовые «друзья» на обращение журналиста отвечают неохотно. Между тем сама по себе услуга «друг напрокат» не отечественное ноу-хау. Впервые ее стали предлагать в Японии — на волне растущей социальной изолированности жителей больших городов. В каталоге одной из самых крупных в стране компаний Family Romance сейчас больше 800 «друзей», готовых не просто побыть ушами и «жилеткой», но и поужинать с клиентом, составить компанию на свадьбе или встрече выпускников.
Подобные компании сегодня действуют в США, Канаде, Франции, Германии и других странах Европы, в основном в мегаполисах. Главная миссия «друга напрокат» — побороть одиночество. Впрочем, несмотря на ажиотаж, до профессиональных стандартов и профсоюза «друзей на час» дело пока не дошло, хотя отбор все-таки есть: привлекательная внешность и «навыки психотерапевта» приветствуются. Собеседование можно пройти по Skype.