Крутые миражи
Какую магию инноваций готовят к показу на «Экспо-2020» объединенные арабские эмираты, разузнал «Огонек»
Восточные амбиции видны с самолета. На желтом полотне пустыни зеленеющими кустарниками выведено «Expo 2020». Вокруг надписи бьют фонтаны. Готовящуюся первую Всемирную выставку на Ближнем Востоке здесь называют «главным мировым шоу». «“Экспо-2020“ — это грандиозный праздник лучшего, что может предложить мир от технологий и инноваций до гастрономии и культуры,— говорит Шон Ворстер, вице-президент по стратегии и бизнес-интеграции „Экспо-2020“. И добавляет: — Возможность стать участником такого события выпадает раз в поколение».
«Уникальное», «потрясающее», «историческое»… Превосходные степени на рекламных щитах — не только дань арабскому менталитету. В ОАЭ делают все, чтобы воплотить эпитеты в жизнь: в пустыне к югу от Дубая между двумя аэропортами и главным морским портом региона за четыре года построили Экспо-город — District 2020. По словам вице-президента по строительству «Экспо-2020» Ахмеда аль-Хатиба, он «закончен на 68 процентов».
В тени от дерева жизни
Архитектурно — это гигантский трилистник. Каждый лепесток — район со своей философией. Первый (он назван Возможности) посвящен «развитию потенциала людей для формирования будущего». Второй (Мобильность) отражает «создание более технологичных решений для передвижения людей, перемещения товаров, а также обмена идеями как в физическом, так и в цифровом пространстве». Наконец, третий район (Устойчивое развитие) соберет новейшие способы «бережного отношения к окружающему миру», ибо это «залог благополучного будущего». В центре города площадь Al Wasl Plaza (древнее название Дубая, в переводе означает «связь»). На ней, доминируя над городом, высится скелет гигантского купола: он станет архитектурной достопримечательностью эмирата Дубай, чем-то вроде Эйфелевой башни Ближнего Востока. По сути же это гигантский купольный экран с обзором в 360 градусов, причем проецируемые на него изображения будут видны и внутри, и снаружи.
Вокруг Al Wasl Plaza расположатся 192 павильона стран-участниц (Эмираты за свой счет строят павильоны для тех стран, которые не могут позволить себе такие расходы), а также транспортно-логистические узлы, гостиницы, парки, арт-галереи, кафе, рестораны, выставочный центр на 45 тысяч квадратных метров, новая ветка метро… Еще 2 квадратных километра по периметру Экспо-города отведены под системы безопасного доступа. Все будет предельно продвинутым: на улицах с помощью арт-объектов создана кружевная вуаль, имитирующая тень от гаф-дерева (его в ОАЭ за жизнестойкость называют Деревом Жизни). Даже питьевые фонтанчики будут инновационные. А как иначе? Ведь тема «Экспо» — «Объединяя идеи, создаем будущее».
Для объединения идей, кстати, созданы мощные интернет-платформы — отдельные приложения для прессы, бизнеса, гостей выставки. С их помощью прямо здесь можно заключать сделки и выбирать оптимальные маршруты экскурсий.
— У нашей выставки три цели,— говорит госпожа Рим бинт Ибрагим аль-Хашими, министр Международного сотрудничества и гендиректор «Экспо-2020».— Это национальный имидж, коммерческий туризм и привлечение инвестиций. Но мы ставим еще одну амбициозную задачу — изменить представление людей о мире. Показать, как прочно мы связаны. Например, коренные народы Новой Зеландии и Намибии совпадают в желании отразить ценность природы в своих традициях. Чили и Норвегия — в том, что обе страны делают ставку на возобновляемую энергетику. В Австралии и Мали схожий фольклор — он посвящен ночному небу. Если гости будут двигаться по выставке разработанными нами маршрутам, они будут узнавать обо всех этих связях.