Как прыжки с парашютом помогают людям с ограниченными возможностями

ОгонёкСпорт

Доктор небо

На минувшей неделе единственная в мире команда воздушной групповой акробатики, где с парашютом самостоятельно прыгают люди с ограниченными возможностями, поставила новый рекорд. Как лечит небо, узнал «Огонек»

Текст и фото Марина Круглякова

Чтобы собрать такую фигуру в воздухе, нужны годы тренировок

Самолет Ан-28 поднимается в воздух на высоту 4 тысячи метров. Парашютисты, прижавшись друг к другу, «паровозиком» быстро покидают самолет. Яркими пятнами они выделяются на фоне зеленокоричневой земли. Четверо из них держатся за руки, образуя «кольцо». К базе (так называется эта четверка парашютистов) подтягиваются еще 7 спортсменов, выстраивая сложную фигуру. Потом исчезают в облаках, чтобы собрать следующую... Ее мне отсюда, с края рампы самолета, не видно. Но я знаю, если она получится — это будет рекорд.

«Парашютный спорт — самая эффективная форма реабилитации для людей, получивших увечья или имеющих физические недостатки»,— считает Лидия Ардасенова, тренер особенных спортсменов. Ее карьера развивалась стремительно: чемпионка СССР, рекордсменка мира, мастер спорта, за плечами которой более 5 тысяч прыжков... Все изменил 1998 год. Во время подготовки к чемпионату мира ее коллега совершил ошибку, и они столкнулись в воздухе. Парашют Лидии сложился. До земли оставалось 15 метров — 5 секунд падения. И от нее уже ничего не зависело... Удар. Жуткая боль. Множественные травмы и переломы. Врачи не верили, что она выживет, а Лидия стала помогать бороться и выживать другим. Молодым людям, которые будучи здоровыми и полными сил вдруг оказались без ног или рук. После полученных травм сама она прыгать уже не могла, но силу воздействия неба знала: парашютный спорт многим возвращает любовь к жизни. В 2011 году Лидия создала команду парашютистов с ограниченными возможностями.

Они занимаются групповой воздушной акробатикой — построением фигур в свободном падении. Некоторые начинали с нуля, другие прыгали и до знакомства с Ардасеновой. В любом случае путь в небо для каждого был непростым. В команде 16 человек из России и Украины — жители Москвы, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Нижневартовска, Твери, Курска, Бердянска... Каждый год парашютисты приезжают на сборы в Подмосковье. В этом году это аэродром Ватулино недалеко от города Руза. Лидия для каждого спортсмена разрабатывает индивидуальную тактику перемещения в воздухе. И это отличается от работы с обычными спортсменами: им держаться в воздушном потоке и собирать фигуры помогают руки и ноги, а если вместо конечности — протез, задача сильно усложняется.

Первый шаг — всегда преодоление страха

Сначала серьезная подготовка на земле. Каждое движение должно быть доведено до автоматизма. В воздухе даже секунда промедления может оказаться фатальной ошибкой. Поэтому отрабатывается все — отделение от самолета, последовательность сбора фигур и перестроений. Управлять своим телом в потоке воздуха ребята учатся в аэродинамической трубе, собирать фигуры — лежа на специальных тележках. Потом многочисленные прыжки, снова и снова — пока все не получится идеально. Вместе со спортсменами прыгают операторы. Они снимают работу команды в небе. На земле запись внимательно просматривает Лидия. Она по секундомеру засекает время выполнения фигур в свободном падении. Потом говорит каждому, какие ошибки были допущены и как их исправить. Парашютисты готовятся к следующему прыжку.

Акробатические задания усложняются постепенно. В этом году команда шла на рекорд по групповой акробатике. Сначала 10 человек совершили три перестроения, составив в свободном падении четыре фигуры. Затем 11 парашютистов, перестроившись, образовали две фигуры. И, наконец, главное в сезоне: 11 спортсменов, два перестроения, три фигуры — это и есть основное достижение. Надо понимать правильно: конкуренты в спину не дышат, поскольку конкурентов нет — никто в мире ничего подобного не делает. Команда Лидии Ардасеновой — единственная такая на свете.

Как убежденно считает тренер и ее подопечные, это одиночество временное: ограниченные физические возможности не мешают покорить небо, просто люди должны об этом знать…

Лидия Ардасенова, тренер команды

Своих подопечных она понимает как никто другой. «Пока человек борется, он живет, как только сдался — умирает»,— считает Лидия. После прыжков в тандеме (с инструктором) новички не только получали массу эмоций, но и переосмысливали свой жизненный опыт

Вячеслав Клец, 49 лет, юрист

Офицер-десантник в запасе. Получил травму, после которой ему ампутировали левую стопу. «У меня в жизни было несколько случаев, когда то, что в принципе было нельзя, оказывалось возможным. В жизни иногда нужно не просто ”летать”, а совершать ”высший пилотаж”»

Александр Бычков, 55 лет

Служил в военнотранспортной авиации, сейчас в отставке. Ногу потерял во время службы в армии, попав в автомобильную аварию. «Мне нравится прыгать. Поднимаешься в воздух, вокруг красиво — небо, облака, приятно выступать на соревнованиях, когда что-то получается и ты добиваешься результата»

Александр Ауров, 34 года, инженер

Александр не слышит, общается с тренером и командой письменно. Прыгать с парашютом начал восемь лет назад. Мечтает освоить еще два вида парашютного спорта — пилотирование и бейсджампинг (прыжки с парашютом с фиксированных объектов)

Алексей Подорожко, 43 года, кинолог

Первый прыжок сделал десять лет назад, уже потеряв после аварии на мотоцикле ногу. «Я не считаю себя инвалидом. Я занимаюсь дрессировкой охотничьих собак и в день прохожу по 15–20 км, причем по пересеченной местности. Все, о чем мечтал, я претворил в жизнь. Думаю, что я счастливый человек»

Андрей Полянцев, 50 лет

Работает в управлении гражданской обороны по чрезвычайным ситуациям. Во время службы в Афганистане лишился ноги. «Перед первым прыжком помню дикий страх. Когда прыгнул, первая мысль — что я тут делаю, зачем мне это надо? Потом раскрылся парашют и — тишина. Ни звука. И красота»

Екатерина Плюснина, 33 года, кондитер

С рождения плохо слышит. «У нас в городе стоит памятник самолету Ан-24, в детстве я ходила вокруг него и воображала, что лечу. Меня не допускали до прыжков, но я стукнула кулаком по столу и сказала: ”Я прыгну!“ И добилась своего. В свободном падении появляется ощущение абсолютной свободы»

Дмитрий Антонов, 51 год, технолог

Парашютным спортом занимается 35 лет. 15 лет назад на 500-м прыжке при жестком приземлении ему оторвало ступню. После года, проведенного в больнице, вернулся на аэродром. В 2011 году начал заниматься групповой акробатикой в команде спортсменов-парашютистов с ограниченными возможностями

Алексей Алехин, 44 года

Организатор авиационного клуба. У Алексея ампутирована кисть руки. «Всю жизнь мне приходится доказывать — я могу жить и работать на равных с остальными. Я умею владеть своим телом в воздухе, менять скорость движения в свободном падении. Какие после этого у меня могут быть ограничения?»

Юрий Исаков, 50 лет, военнослужащий

Из-за травмы потерял ногу. У него более 600 прыжков. «Я всегда восхищался людьми, которые окружали меня на аэродроме. Они иначе общаются между собой, более внимательны друг к другу, тактичны, доброжелательны. Их объединяет небо, а оно зла не терпит»

Сергей Бестужев, 51 год, руководитель компании

В десять лет лишился ноги — упал под поезд. «После первого прыжка я три дня ходил и улыбался. Сейчас у меня уже около 200 прыжков. В детстве, когда лежал на операционном столе, переживал, что все мои мечты накрылись. Но сейчас я поднялся в небо»

Владимир Глухов, 56 лет

Выпускник Рязанского воздушно-десантного училища. Во время службы в Афганистане лишился ноги. На его счету 1600 прыжков, и почти все он совершил уже после травмы. «В зависимости от того, как человек себя ведет, он вызывает чувство жалости или зависти. Мне завидуют»

Валентин Буйников, 31 год, бизнесмен

С рождения у него нет пальцев рук. «Было нелегко добиться, чтобы мне разрешили прыгать»,— говорит он. У Валентина больше 1700 прыжков, он член сборной России по групповой акробатике и установил в составе команды несколько рекордов России

Сергей Андреев, 58 лет, бизнесмен

В Афганистане потерял ногу. На его счету более 1700 прыжков. «Я начал прыгать, чтобы доказать себе — травма не изменила мою жизнь. Страх перед высотой естественен. Но страх стимулирует. Каждый прыжок неповторим, и меня это привлекает»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Смотри, как я могу». Биатлонист, ортопед и реаниматолог обсуждают спортивные травмы «Смотри, как я могу». Биатлонист, ортопед и реаниматолог обсуждают спортивные травмы

Дискуссия о том, почему важно быть внимательным к спортивным травмам

СНОБ
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Безумству поем мы славу Безумству поем мы славу

Второй «Джокер»: Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику

Weekend
Я не хотела Я не хотела

Как быть, если на эмоциях наговорила лишнего

Лиза
Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером

Как не потерять китайского партнера?

Forbes
5 советов по защите иммунной системы в преддверии зимы 5 советов по защите иммунной системы в преддверии зимы

Тренировки на больничном: что делать, если вы чувствуете себя не на все сто?

Men Today
Золотой ключик Золотой ключик

Что можно и нужно хранить в банковской ячейке

Лиза
«Современное искусство заражало людей чувством свободы» «Современное искусство заражало людей чувством свободы»

Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи

Weekend
Город солнца Город солнца

Самые яркие локации столицы солнечной Мордовии — Саранска

Лиза
7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво 7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво

Истории читательниц, которые хотели сделать вклад в здоровье, а получили красоту

Новый очаг
Чувство дома Чувство дома

Места, где связь с прошлым ощущается особенно сильно

Grazia
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Открыть в приложении