Детский вопрос
Сообщество приемных родителей возмущено законопроектом о приемных семьях, который разрабатывается в минпросвещения, но еще больше — словами министра просвещения
Более всего возмутило в этом законопроекте ограничение в три ребенка на семью — и ладно бы речь шла о трех приемных детях (это еще можно было бы хоть как-то объяснить), но нет, министерство предполагает, что семье, воспитывающей, к примеру, двух кровных детей, можно «выдать на руки» только одного приемного и никак не больше. А если в семье есть трое кровных, то ей уже вообще нельзя стать приемной семьей. Чем руководствовались авторы законопроекта, непонятно. Многодетные семьи неплохо справляются с воспитанием приемных детей, у них больше опыта, и они привыкли жить, ориентируясь не на свой личный комфорт, а на потребности детей. Разумеется, я говорю о добросовестных семьях.
Забирая одного ребенка из сиротской системы, приемные родители начинают понимать, в каком аду живут дети в учреждениях, и желают забрать кого-то еще. Это хорошая мотивация для приемного родителя. Лишать приемных родителей такого права и отбирать у сирот шанс уйти в семью недопустимо.
Министр Ольга Васильева уже 20 августа заявила, что не поддерживает ограничение в три ребенка на семью и что законопроект готовили без ее ведома. Это очень странное заявление: мы все помним, как 15 августа министр пообещала ужесточить правила приема сирот в семьи: «Ужесточим, здорово ужесточим. Очень ужесточим». К тому же появляется вопрос о компетентности руководителя ведомства, который ссылается на то, что подчиненные за его спиной готовят законодательные акты, с которыми он не согласен. После такого нужно либо отправить в отставку этих подчиненных, либо уйти самому.
Кроме всего прочего, норма о численном ограничении детей в приемной семье ставит под сомнение региональный опыт в этой сфере — например, в Москве семья, принимающая 5 детей, среди которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья и подростки, получает квартиру от города. И столица своими мерами поддержки приемных семей очень гордится. Теперь выходит, что столичное руководство глубоко ошибалось и сирот из таких семей надо вернуть в детские дома.
Честно говоря, лично я против того, чтобы в приемные семьи массово раздавали по 8 детей с особенностями развития. И да, я за индивидуальный подход, потому что для кого-то и один ребенок — слишком тяжело. Но семьи разные, и воспитание детей — это призвание. Я видела такую семью в Калининградской области, у них 11 приемных детей, а всего вместе с выросшими — 15. Они вытаскивают из тяжелой депрессии глубоко депривированных детей, любят их, водят к логопедам и психологам, встречают у детских садов и школ, и эти дети становятся счастливыми, полноценными гражданами. Я знаю такие семьи в Москве, Петербурге, Оренбургской области. Запретить этим людям воспитывать детей — преступление против сирот.
Да, систему подбора приемных родителей нужно менять, чтобы минимизировать риск попадания в эту категорию некомпетентных, жадных, жестоких людей. Но начинать нужно не с численных ограничений и не с психологического тестирования кандидатов.