Каппадокия: туф, шары и церкви
Отсюда одинаково далеко до Стамбула и до Алеппо, до Черного моря и до Средиземного. Мы в самом центре Малой Азии, окруженной горами и легендами
Все люди делятся на три категории. Первые где-то уже видели фотографии воздушных шаров над скалами и слышали о Каппадокии как о мировом центре воздухоплавания. Вторые понимают, что Каппадокия исключительна благодаря своей истории. Третьи знают об уникальном ландшафте региона. Беглый опрос знакомых показал, что мало кто из моего окружения в курсе, что в Каппадокии на самом деле соединяется все это сразу. Да так, что и не поймешь, что интереснее – история, география или воздушные шары.
Не спрятаться, не скрыться
Воздушные шары – самая молодая достопримечательность Каппадокии, воздухоплавание ради туристов стало здесь активно развиваться лишь около 30 лет назад. Но идея родилась у турок не на пустом месте – в начале прошлого века воздушный шар в Каппадокии использовался для выслеживания преступных банд, которые до тех пор легко скрывались в скалах.
С воздушного шара, который может подниматься на высоту до километра, весь регион, окруженный горами, действительно видно как на ладони. А еще в небе сразу становится понятно, как именно образовался удивительный ландшафт Каппадокии.
Страшная штука эрозия
Регион находится в центре Малой Азии, где во времена образования Понтийского (у берега Черного моря) и Таврского (в районе побережья Анталии) горных массивов шла активная вулканическая деятельность. Огромные территории были сплошь покрыты лавой и туфом. Через несколько десятков миллионов лет, когда вулканы потухли, установился резко континентальный климат и вулканические породы начали трескаться и постепенно разрушаться. К нашим дням эрозия оставила от них причудливые обнаженные скалы, холмы и столбы из пористого туфа. Через десяток миллионов лет и их не будет. Зато сейчас туф используется по всей Каппадокии. В податливых туфовых скалах люди на протяжении многих веков устраивали себе жилища, из той же породы делали кирпичи и блоки, туфом же облицовывали все, что можно.
От царя к султану
Именно «доступное жилье», пожалуй, и определило роль региона в истории нашей цивилизации. Люди здесь обосновались еще до бронзового века. Неолитическое поселение, которому более 7500 лет, было найдено в какойто сотне километров от Каппадокии. В самой Каппадокии обнаруживают многочисленные свидетельства процветания в глубокой древности. Например, во II веке до н.э. – тогда ассирийские купцы очень тщательно заполняли свои глиняные таблички.
Процветать регион процветал, но стабильности в нем не было никогда. Историческая область Анатолия, в которую входит Каппадокия, успела побыть частью Хеттского царства, была под властью Мидии и Лидийского царства, в составе Персидской империи, а после ее разгрома Александром Македонским – частью Македонии. С 17 года Каппадокия вошла (и, конечно, не по доброй воле) в состав Римской империи.
Тогда-то в регионе и стало быстро распространяться христианство. Здесь проповедовали апостолы Петр, Павел и Андрей Первозванный. В списке святых Каппадокии – Григорий Неокесарийский, Георгий Победоносец, Святая Варвара. Трое Отцов Церкви, разработавшие учение о единой Троице – Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов – уроженцы Каппадокии.
На протяжении последних десяти веков регион был во власти сначала сельджуков, затем Османской империи, затем Турции. Христианского населедния в Каппадокии не осталось совсем. Однако многие христианские памятники сохранены.
Пещерные поселения Каппадокии, среди которых есть и древнейшие церкви, внесены в список Всемирного наследия Юнеско. Посмотреть на них съезжаются туристы со всего мира. Только в Гёреме, который когда-то был христианским центром Каппадокии, сейчас сохранено 16 пещерных церквей. У них, конечно, нет никакого религиозного статуса, их можно свободно посещать, чтобы полюбоваться древними колоннами и фресками, которых вряд ли касались руки реставраторов.
Успеть к рассвету
В основном именно за этими достопримечательностями сюда обычно едут на однодневные туры постояльцы отелей южного побережья Турции. А для того, чтобы попасть на воздушный шар, одного дня мало – шары вылетают всегда на рассвете, когда воздушные потоки наиболее благоприятны для воздухоплавания. К тому же и билет купить не так просто. Все туры бронируются заранее и, приняв решение спонтанно, не найти места ни на одном из 150 шаров, стартующих каждое утро. Впрочем, впечатления стоят и всех усилий, и тех 100 – 200 евро, что стоит час полета.
Как добраться
Каппадокия находится одинаково далеко от всех крупных городов и курортов Турции. Обычно туристы летят из Стамбула, Анкары или Анталии в Кайсери, откуда до Каппадокии (Гёреме) около 70 км – их преодолевают на автобусах или арендованных машинах. Мы же ехали около 1000 км на автомобилях из Грузии, прилетев из Москвы в Батуми, а вот возвращались как раз через Кайсери и Стамбул
Где жить и где поесть
ГДЕ ЖИТЬ: в Каппадокии очень много отелей и апартаментов на любой вкус и кошелек. Часть жилья находится на горных склонах и легко можно найти аутентичную гостиницу или домик, выдолбленный в скале, – отелей со словом Cave («Пещера») в названии очень много. А вот гостиниц, прошедших международную «звездную» сертификацию, в туристическом центре Каппадокии, Гёреме, вообще нет.
ГДЕ ПОЕСТЬ: В регионе есть целый ряд традиционных блюд, которые готовят в запечатанных глиняных кувшинах – это может быть мясо, овощи или крупы, которые медленно тушатся. В дорогих ресторанах кувшины торжественно бьют на глазах у клиента. И куда же без кофе – в Каппадокии он хорош, как и во всей Турции.
В путь на Renault Duster Dakar
Наш компаньон в этой поездке – Renault Duster из ограниченной серии Dakar. Ограничена она, правда, не по числу выпущенных экземпляров, а по времени. Впрочем, когда такие перестанут выпускать, производитель не говорит. «Фишки» машины – эксклюзивный оранжевый цвет, накладки на кузове, бамперах и порогах, черные колесные диски и обязательный полный привод вне зависимости от двигателя. Мотор-то как раз можно выбирать. У нас была дизельная машина, что идеально для путешествия – на заправки часто заезжать не нужно, не говоря уже об экономии денег. На Duster мы успешно преодолевали не только сотни километров трассы, но и настоящие внедорожные участки, например, многочисленные ручьи Каппадокии. А что, очень удобно ехать прямо по руслу! Застревать Duster и не думал, а геометрической проходимости вполне хватало для того, чтобы перелезать через попадающиеся валуны.
Технические характеристики
Стоимость поездки, руб
- Билеты Москва – Батуми и Кайсери – Стамбул – Москва 50000
- Гостиница, 1 сутки, цена от 2300
- Питание, на 1 человека, от 1500
- Стоимость заправок, руб. 4500
- Полет на воздушном шаре 14000
- ИТОГО за 3 дня 79 900
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl