Наташина мечта
Балерина Наталья Осипова отправилась в Калифорнию, чтобы с интернациональной командой создать балет про Айседору Дункан. Осенью его покажут в Москве, а затем по всему миру.
«У Дункан судьба невероятная! Я читала ее мемуары, книги о ней, развешивала в квартире ее рисунки. И тут звонит хореограф Володя Варнава, с которым мы давно задумали балет «Золушка», и говорит: «А тебе в нашем проекте больше важна музыка Прокофьева или история Золушки — тыковка, туфелька?» Для меня важнее музыка — она меня с детства прямо переворачивала. Когда я сказала об этом Володе, он предложил: «Давай сделаем на музыку Прокофьева не «Золушку», а спектакль об Айседоре Дункан!»
В историю искусства американка Дункан вошла как танцовщица, отрицавшая классический балет, одна из создательниц танца модерн, вдохновлявшаяся идеями древнегреческого искусства и суфражисток. Она шокировала публику тем, что танцевала не только без пуантов, но и без корсета — в свободных греческих хитонах, и не под Минкуса, а под Бетховена и Моцарта. Длительный роман с Гордоном Крэгом, гибель их двоих детей, роман с Сергеем Есениным, открытие школы в Советской России, трагическая смерть — все это само просится на сцену.
В репетиционных залах калифорнийского местечка Ориндж-Каунти тридцатидвухлетняя Осипова вместе с русско-американской труппой танцовщиков и под присмотром Сергея Даниляна готовит спектакль «Айседора», который покажут сначала в Америке, а 21 сентября при поддержке Vogue пройдет премьера на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
«Я танцую, потому что моя душа хочет выразить нечто большее, чем могут сказать губы. и танцевать рядом с Натальей Осиповой, которая в каждое движение вкладывает смысл, значит расти над собой».
Семион Барбер, танцовщик
Чтобы танцевать современную хореографию сегодня, нет нужды порывать с классическим балетом. Тем не менее многим непонятно, зачем звезде в зените карьеры на два месяца расставаться с пуантами и в отпуске ломать свое тело, осваивая новый танцевальный язык, когда можно все лето разъезжать по коммерческим гала-концертам с набором проверенных па‑де‑де.
«Я видела постановки Володи и поняла, что это мой человек. Мы не собираемся восстанавливать танцы Дункан или сочинять что-то в ее стиле. Наш спектакль — это ее история, воплощенная языком Володи. Он придумщик, умеет заразить своими невероятными идеями», — объясняет свой выбор молодого постановщика прима-балерина Королевского балета Великобритании, в распоряжении которой Уэйн Макгрегор, Кристофер Уилдон, Лиам Скарлетт — самые именитые хореографы наших дней.
С Наташей мы сидим в гримерке Большого театра. Вместо коробочек с косметикой ее столик завален ароматными пирожками, которыми знаменит служебный буфет Большого. В театр она примчалась прямо с ночного рейса — вырвалась в родную Москву на несколько часов, чтобы принять участие в международном праздновании двухсотлетия Мариуса Петипа. Предыдущим вечером у нее было «Лебединое озеро» в Лондоне, сегодня ночью она возвращается туда на репетицию следующего спектакля. Специально для Москвы Наталья выучила фрагмент из «Щелкунчика», но не классического — в пачке, а современного, поставленного еще одним гуру новой хореографии Сиди Ларби Шеркауи, в спектаклях которого соединяются фламандская и магрибская танцевальные культуры.