«Делать то, что есть у других, — путь в никуда»
Программа импортозамещения нуждается в корректировке
Доля предприятий российской промышленности, приобретающих отечественное оборудование, сократилась за последние три года на 10 процентов, в то время как закупки импортных машин выросли (новое оборудование приобрели 38 процентов компаний). Все это свидетельствует, по меньшей мере, «о невыразительности политики импортозамещения в России». Так и записано в докладе экспертов ВШЭ, проанализировавших данные Росстата (23,4 тысячи предприятий в 85 регионах) и проведших собственное исследование (тысяча инвестиционно-активных промышленных обрабатывающих производств в 30 регионах). «Огонек» поинтересовался у руководителя исследования — замдиректора Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Инны Лолы, удалось ли потеснить импорт оборудования и с какими проблемами столкнулись наши производители.
— Инна Сергеевна, иными словами, импортозамещения нет?
— Его нет в тех объемах и цифрах, о которых говорилось в 2014–2015 годах. Но я не скажу, что дело не движется: процесс пошел, но не так быстро, как хотелось бы. Но то, что он сдвинулся с мертвой точки, уже неплохо, учитывая, в какой экономической реальности страна находится сегодня и те условия, в которых приходится работать промышленности и бизнесу. К тому же не стоит забывать, что пять лет — небольшой срок, чтобы реализовать столь сложную задачу, как импортозамещение. Даже при самом благоприятном варианте развития ситуации (без санкций и кризисов) такая программа не могла бы обеспечить нужный результат за 5 лет. Я о компенсации тех темпов развития отечественной экономики, которые мы наблюдали в докризисный период.
— Но на Западе средний цикл обновления технологий как раз пять лет. Они как-то успевают?!
— Есть разница: на Западе модернизируют оборудование, а нам приходится создавать с нуля. Важно точно определиться с тем, в каких секторах экономики и на каких производствах импортозамещение крайне необходимо, а где — нет. Причин для коррекции курса несколько. Во-первых, импортозамещение в разных секторах экономики идет с разной скоростью, а где-то оно отсутствует вообще. Во многом это обусловлено спецификой каждой отрасли и исторической традицией импорта, присутствующей или отсутствующей. Это отчасти объясняет, почему за пять лет действия программы импортозамещения в числе наиболее успешных отраслей фигурируют, например, сельское хозяйство, предприятия ВПК. Тогда как в тяжелом машиностроении процесс импортозамещения едва виден из-за специфики и сложности технического оснащения, которое крайне нелегко заменить российскими аналогами. Непросто и фармацевтической промышленности: несмотря на усилия Минпромторга, там сохраняется довольно внушительный перечень жизненно важных препаратов, которым нет пока аналогов на отечественном рынке. Не хватает времени на разработку и проведение полноценных клинических испытаний, не говоря уже о сложной и длительной процедуре ввода новых фармпрепаратов на рынок. Наши исследования выявили, что на более чем 70 процентах предприятий вообще нет проектов по созданию импортозамещающей продукции, 60 процентов опрошенных признались, что на импортозамещение у них нет денег. На 28 процентах предприятий такой процесс, как выяснилось, вообще нереализуем, а 24 процента оценили свой потенциал по импортозамещению как крайне низкий. Иными словами, 52 процента предприятий изначально оказываются вне процесса импортозамещения. В числе дополнительных причин — нехватка или отсутствие отечественного сырья и оборудования или же крайне низкое их качество. С другой