Владимир Познер — о бизнесе в России, возрасте Путина и знакомствах в Tinder
Этой весной мы отмечаем два важных для российской журналистики юбилея: 1 апреля Владимиру Познеру исполнилось 85 лет, а 16 апреля российский Forbes отпраздновал 15-летие. На приеме в честь дня рождения нашего издания главный интервьюер страны рассказал, сколько денег нужно для счастья, почему российской власти пора молодеть и как завоевать любую женщину.
Forbes в России начал выходить в 2004 году, как изменилась страна за это время?
Страна изменилась: она «поправела», стала более консервативной, демократия была приостановлена — в этом развития нет. Средний и малый бизнес испытывает очень большие трудности, как и было. Крупный бизнес существует и существует довольно, на мой взгляд, хорошо.
Как вы относитесь к нашим миллиардерам? Вы называли их олигархами, но они часто настаивают на бизнесменах, хотя в большинстве своём это «старые» деньги.
Олигарх — это не только богатый человек, но и человек, обладающий большой властью. В этом смысле они правы, у нынешних российских миллиардеров власти никакой особо и нет.
Вы понимаете, как сейчас стать миллиардером?
Сегодня стать миллиардером намного труднее, чем тогда. Бальзак в свое время говорил, что первый миллион — это результат преступления. Сегодня это не миллион, это значительно больше, но тоже, в подавляющем большинстве случаев, не высокоморальные усилия приводят к этому.
Какой сейчас обстоят дела у бизнеса в России?
Мы стремимся развивать рыночную экономику, без бизнеса здесь никуда, это необходимая вещь. Мы должны принять решение, когда скажем себе, что хотим поддерживать бизнес, будем смотреть на опыт других стран, где успешно регулируют экономику, постепенно создадим собственную модель. Мне кажется, что мы еще метаемся, не очень понимаем, как это сделать. И возможно, это объясняется тем, что нашей страной до сих пор управляют советские люди, которые учились в советских школах, были пионерами, комсомольцами, членами партии. Эти люди – продукт старой системы, которой больше нет, и они попали в новую систему, которую не понимают, но пытаются управлять. И это не очень у них получается. Нам придется потерпеть, никуда не денешься, пока к власти придут те люди, которые вообще не имеют советского опыта. Они не лучше и не хуже, они просто другие.